Еще до выхода украинско-российской картины на экраны критики повесили на нее ярлык "провальная". И действительно, из-за финансовых трудностей вместо одного года историческую мелодраму снимали два, при этом потратили три миллиона долларов, которые впоследствии не окупились. Тем не менее "Водитель для Веры" вошел в историю как один из первых отечественных фильмов, поддерживавших технологию объемного звука и высокую четкость картинки. Практически весь фильм снимали в Севастополе и его окрестностях, доставляя жителям города немало неудобств.
Генеральской дачей стал особняк балерины
В поисках дома, который подошел бы на роль дачи генерал-лейтенанта Сергея Серова, которого сыграл покойный Богдан Ступка, режиссер объехал пол-Крыма. Нашел аж в поселке Морозовка, что под Севастополем, - бывший особняк известной советской балерины Ольги Лепешинской.
- Особняк был на территории детского лагеря ЧФ РФ "Алсу", который два года как закрыли, поэтому вопрос о сдаче его в аренду решался на уровне командующего флотом, - рассказала "КП" бывший директор лагеря и экскурсовод Татьяна Демина. - В помещениях закрыли агалитом красивые резные потолки - ведь такого шика в те времена не могло быть. На территорию завезли огромное количество живых и искусственных растений. Каминный зал переделали в столовую, в одной из гостевых спален обустроили комнату Веры, которую сыграла Алена Бабенко. К слову, в этом здании во время Великой Отечественной войны базировался штаб Балаклавского партизанского отряда. В некоторых кадрах даже видна памятная табличка на стене.
Интимную сцену между главным героем - водителем Виктором (Игорь Петренко) и домработницей Лидой (Екатерина Юдина) - снимали в хозпостройках. Кстати, в этих помещениях киношники нашли и пионерскую атрибутику - флажки, барабаны, которые потом использовали для воссоздания атмосферы 60-х годов. А старая слива, которой объедалась вся съемочная группа, до сих пор растет на территории лагеря.
Назад в СССР
Конечно, одной дачей съемки не ограничились. Работа кипела также на мысе Фиолент, в знаменитой Балаклавской бухте, на пляже в Каче и самом Севастополе. К слову, горожане от этого были далеко не в восторге, ведь центр города из-за съемок перекрывали очень часто и чуть ли не на полдня.
- Киношники договорились с местными предпринимателями, что за деньги на некоторое время они снимут наружную рекламу. Ее заменили на плакаты советских времен. Это был настоящий СССР - улицы чистые, машины раритетные, люди в одеждах прошлого века! - вспоминает Татьяна Демина.
Кстати, об исторической правдоподобности. Когда шили костюмы главных героев - солдатскую униформу, консультировались у севастопольских военных отставников и историков. А некоторые предметы гардероба заказали мастерам драмтеатра имени Луначарского.
- Главный художник фильма принесла эскизы, по которым за две недели надо было пошить четыре костюма для актеров второго плана, - рассказала "КП" художник-модельер театра Елена Гребенец. - В обычном ателье это вряд ли бы сделали - слишком сложно. А вот кожаную куртку для главного героя нашли на складе театра, и она на Петренко села сразу как влитая. Раньше ее использовали для спектакля "Дядя Ваня" по Чехову.
А вот на поиски светлой матросской робы образца 60-х годов - в ней целая рота моряков в кадре марширует - ушло несколько недель. Киношники уже с ног сбились, как вдруг позвонил местный житель и предложил помощь. Оказалось, он - военный отставник, и у него в погребе такого добра на целую армию хватит!
Кстати, в массовке участвовали несколько тысяч человек, так что гардеробную развернули прямо на поле городского стадиона.
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ
✪ - Виновата я, что мужикам нравлюсь? Виновата я, что спят они по любви, а женятся по расчету?
✪ - Могу устроить твою судьбу…
- Свою устрой хотя бы!
✪ - А может, вам квалификации не хватает?
- Мне?! Это вы серьезно, товарищ генерал? Да я 20 лет смотрю, куда вам смотреть-то не положено.
БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Автомобиль ЗИМ сожгли без согласия владельца
|
- Авто для главного героя подобрал я, - рассказал "КП" президент крымского клуба старинных автомобилей "Астра" Валерий Гутник. - Изначально режиссер хотел использовать иномарку-кабриолет. Но по сценарию машина падала с обрыва, и нужен был автомобиль-дублер. Сделать второй кабриолет очень сложно. В итоге купили за 600 долларов ржавый ЗИМ. Я со своей командой восстановил его практически до оригинального состояния и изготовил дублера. Но потом киношники решили, что настоящий подожженный ЗИМ при падении с обрыва в кадре будет выглядеть эффектнее. И уничтожили машину, даже не поставив меня в известность. Судебные тяжбы по этому поводу ведутся до сих пор. К слову, это был тринадцатый по счету фильм, в котором я принимал участие. Как тут не стать суеверным?!
Другое суеверие сыграло злую шутку с создателями фильма. Во время реставрации ЗИМ никак не могли покрасить. Эмаль то сворачивалась, то не хотела прилипать к металлу. Реставраторы еще тогда приметили, что это нехороший знак. Вспомнили об этом, когда фильм, на который потратили более $3 млн, в прокате заработал чуть больше двух миллионов.