НОВШЕСТВО НРАВИТСЯ НЕ ВСЕМ
С 1 января 2013 года в Украине заработала Национальная кадастровая система. Теперь вся информация о земельных ресурсах выложена в открытый доступ. В Интернете каждый гражданин может увидеть данные о любом земельном участке в стране. Раньше такую информацию чиновники держали под семью замками.
Одной из главных целей появления Единого электронного государственного кадастра глава Государственного земельного агентства Сергей Тимченко назвал прозрачность в сфере земельных отношений. По его словам, "эта высокотехнологичная система позволит не только реализовать право граждан на свободный доступ к публичной информации, но и поможет исключить из сферы земельных отношений коррупционную составляющую".
Количество произошедших в последние годы коррупционных скандалов, связанных с землей, даже сложно подсчитать. Особенно часто они случались в столице и ее окрестностях, где уже долгие годы она является самой дорогой в стране. Сейчас же киевляне получили возможность увидеть информацию о более чем 53 тысячах земельных участков в столице, на которые оформлены права собственности, а сама процедура регистрации новых землеотводов благодаря единому электронному кадастру значительно упростилась.
Впрочем, говорить, что отныне земельные отношения в Киеве наконец-то приведены в соответствие с законодательством, было бы поспешно. Причиной тому являются неожиданные трудности, с которыми пришлось столкнуться киевлянам, пожелавшим оформить новый участок.
ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ
Для того чтобы понять, откуда растут ноги у этой проблемы, стоит вернуться в прошлое. Земельный вопрос в Киеве более десяти лет решался не так, как по всей стране. Еще в 2002 году по инициативе мэра Омельченко Киевсовет решил создать свою собственную систему управления землями столицы, учредив Главное управление земельных ресурсов (Киевзем), чем, по сути, отобрал у государства соответствующие полномочия по регистрации земель и права собственности на них. Хотя это, как говорят специалисты, противоречило положениям действующего на тот момент законодательства и в частности указа президента "О создании единой системы государственных органов земельных ресурсов".
На регистрации земли киевские чиновники не остановились и подмяли под себя еще и земельные комиссии - вместо государственного органа по земельным ресурсам комиссиями по согласованию землеустроительной документации ведали представители городской администрации. По мнению многих юристов, такая ситуация ставит под сомнение легитимность согласованных проектов и принятых на их основании решений Киевсовета, а в итоге сомнительны и права собственности на землю тысяч киевлян.
С тех пор менялись мэры и главы администраций столицы, приходили и уходили главы Госкомзема (ныне Госземагентства), но долголетнее противостояние с судами и проверками силовых органов не прекращалось.
Земельные скандалы в Киеве стали предметом многих административных и криминальных разбирательств. До сих пор весь массив нарушений можно подсчитать лишь приблизительно. Нынешний глава КГГА Александр Попов озвучивал цифру ущерба от раздачи земельных участков за время правления его предшественника в пределах 60-70 млрд гривен. По данным экспертов Киевгорадминистрации, по заниженной стоимости в аренду было передано более 2 тыс. га киевской земли. Еще 280 га самых привлекательных участков было продано без конкурса.
Принятый летом 2011 года Закон Украины "О государственном земельном кадастре" легализовал Единую систему кадастра для всей Украины, кроме Киева, которому удалось пролоббировать отсрочку до 2020 года. Впрочем, ситуация вскоре изменилась в связи с изменениями в законе, инициированными Госземагентством - в июле 2012 года эту отсрочку отменили. А в конце прошлого года Киевсовет своим решением передал в Госземагентство данные о земельных участках, на которые заверены права собственности, пользования или аренды. Таким образом, с начала этого года Киевгорадминистрация лишена возможности регистрации земельных участков, предоставления выписки из кадастра и расчета нормативной оценки земли.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Вроде бы многолетняя проблема решена. Но оказалось, что столичная власть не спешит передавать все необходимые данные Госземагентству.
- Проблема заключается в том, что Киевзем и Киеврада не передали часть документов, которые необходимы нам для выполнения своих задач, - рассказал "КП" начальник главного управления Государственного земельного агентства в Киеве Сергей Левцов. - Во-первых, это нормативно-денежная оценка земель, которая проводилась в столице в 2007 году. Эта документация - основа для расчетов размеров налога и арендной платы. По закону мы должны проводить эти расчеты. Но без документов, как вы понимаете, мы не можем ничего сделать. В Киевземе нам отказывают в ее выдаче, ссылаясь на то, что это собственность городской общины и что проводилась оценка за деньги жителей столицы. Интересно, что по всей стране 20 тысяч населенных пунктов спокойно передают эту документацию Госагентству и нигде таких проблем, как в столице, не возникает. Все понимают, что им же самим выгодно, чтобы мы правильно посчитали все размеры налога и ставки аренды. Но в столице все по-другому.
Таким образом заблокировано осуществление гражданами своих конституционных прав. Для любой сделки с землей нужно получить, как говорится, "вытяг", одной из составляющих которого как раз и является нормативно-денежная оценка земель, а мы ее дать не можем. Второй важный момент - мы не можем получить архивы инвентарной документации. То есть, если в документах по тем или иным причинам возникли ошибки, мы не можем сверить их с первоисточниками и исправить ошибки. Ну и, наконец, мы не можем получить так называемые "ограничения использования земельных участков". Эти документы нужны, чтобы понимать, на каких участках можно что-то строить, а на каких - нельзя. Ведь по участку могут проходить городские коммуникации, находиться линии электропередачи, парки, скверы и многое другое. Мы этой информацией не владеем. Это может привести к ситуации, когда земля будет использована не по назначению.
По его словам, на сегодняшний день, по данным Госземагентства, передана только информация по зарегистрированным правам на землю.
- Киевзем пытается получить все больше и больше функций, которые бы дублировали наши, - продолжает Сергей Левцов. - Они пытаются создать киевский кадастр, который совпадает с государственным.
Аргументы чиновника выглядят логичными. Ведь если будет два реестра, то где гарантия, что в одном из них не появится ошибка и собственникам земли не придется долго доказывать свои права на участок. Да и в целом новая единая система доступа к земельному кадастру должна сделать всю информацию максимально доступной и открытой. Новый закон должен упростить всю бумажную работу чиновников и получение документов.
Сейчас для оформления земли нужно пройти всего пять этапов, в то же время в столице предлагается делать все то же самое, но преодолеть 17 этапов! Для того чтобы попасть на прием в Госагентство, сейчас достаточно записаться на прием и тогда все оформление занимает 10-20 минут. Многие киевляне помнят, сколько это занимало времени и нервов в столичном земельном ведомстве раньше.
- Чтобы передать документы Госагентству нужно решение Кивесовета, - рассказал "КП" начальник Киевзема Виктор Петрук. - Причина в том, что вся эта документация создавалась за счет городского бюджета. Мы настроены на сотрудничество и надеюсь, эта проблема в ближайшее время будет решена.
Мы все-таки надеемся на здравый смысл столичных чиновников. Ведь если в ближайшее время ситуация не разрешится, то это не только приведет к неудобствам при оформлении земельных участков для рядовых граждан, но и вполне ощутимо ударит по бюджету столицы. В связи с задержкой передачи необходимых данных о земельных ресурсах Киева сейчас невозможно предоставить в органы налоговой службы достоверную информацию для подсчета и взимания платы за землю, а следовательно, городская казна недополучает существенные средства.