"Следователи назначили меня маньяком"

За чудовищные обвинения и побои, которые пришлось перенести в милиции жителю Евпатории Владимиру Гетьманенко, наказали только одного исполнителя, да и то условным сроком.

Владимир показывает решение, которым с него сняли обвинения. Фото: Сергей Гуленко.

Летом 2007 года по Евпатории пронеслась страшная весть: в городе орудует маньяк. Первой его жертвой стала 18-летняя Лена Лапштаева, которую убили в конце мая. В течение июня-июля от рук неизвестного погибли еще две Лены. Страшный список завершила Светлана из Мурманска, но ей удалось выжить и описать приметы маньяка, по которым был составлен фоторобот. Во всех случаях преступник действовал одинаково: нападал в безлюдных местах, и только на одиноких женщин, и наносил множественные удары ножом в спину и в грудь. Милиция рапортовала, что сбивается с ног, разыскивая злодея, по городу-курорту ходили усиленные патрули. 

Когда в прессе появилась информация, что злодей пойман, город вздохнул с облегчением. Хотя настоящего преступника никто так и не нашел. На эту роль в буквальном смысле слова был назначен 48-летний Владимир Гетьманенко.
 
НЕУДАЧНАЯ ПРОГУЛКА К ОЗЕРУ
 
Почему именно он? Вот уже пять лет Владимир ищет ответ на этот вопрос.
 
- Думаю, это была месть, - говорит Гетьманенко. - Я работал в телерадиокомпании инспектором кабельного телевидения, приходилось отключать его должникам, ходить собирать долги. Другой причины просто не вижу.
 
31 июля 2007 года у Владимира был последний день отпуска, и он решил прогуляться к озеру Мойнаки, потом сходить на море. 
 
- Возле озера я присел, - вспоминает наш собеседник, - рядом  пролегает дорога. Я еще удивился, что вокруг никого нет. Но вдруг началось оживление. Мимо меня проехали бордовые "Жигули", из которых вышли несколько мужчин. Я решил, что это отдыхающие, но потом стали подъезжать другие авто. Из одного вышел мужчина, которого я знал, - это был один из милицейских начальников в Евпатории. Он стал задавать мне странные вопросы: какой я веры (выжившая женщина рассказала, что напавший на нее мужчина, перед тем как ударить ножом, назывался протестантом. - Ред.), знаю ли я, что здесь, возле озера, было убийство. Потом заявил, что я арестован. На меня тут же надели наручники.
 
В отделении милиции, как утверждает Владимир, его стали сильно избивать, а когда ему удалось выбежать в коридор и крикнуть: "На помощь!", грубо повалили на пол, стали  бить еще сильнее, пытались ломать в коленях ноги…
 
- Я слышал, как один из истязателей приговаривал: "Чтобы по подъездам не ходил", - говорит Владимир. - Волоком меня вернули в кабинет. Там были два полковника. Я умолял их дать возможность позвонить матери, знал, что она очень волнуется за меня. Один из чинов протянул мне аппарат со словами: "Я тебе дам, но ты скажешь, что пьяный или у баб". Все, что я успел, это прокричать: "Домой не приду". 
 
"МЕНЯ ВОЗИЛИ НАПОКАЗ, КАК ПУГАЧЕВА В КЛЕТКЕ"
 
Сценарий, позволивший повесить несколько убийств на невиновного человека, развивался стандартно. Владимиру пообещали, что его отпустят, если он подпишет протокол о том, что хулиганил на пляже. Эта уловка позволила сделать задержание законным. Но уже на следующий день пресс-секретарь милиции Евпаторийского горотдела милиции распространил в СМИ сенсационную информацию: маньяк пойман. О том, какую роль ему предстоит выполнять, Гетьманенко поставили в известность без церемоний:
 
- "Из 50 миллионов украинцев маньяком назначили тебя", - заявил мне полковник, - продолжает Владимир. - Я просил не делать этого, у меня же мать, отец больные, брат умер, ухаживать за ними некому, но истязания и издевки продолжались. Я подписывал все, чтобы только остаться жить. 
 
Гетьманенко вспоминает, что кроме физических страданий его подвергли жестоким моральным. 
 
- У нас очень уважаемая семья. Мать - учительница, отец в прошлом полковник госбезопасности. А меня, как Пугачева, в клетке возили по всей Евпатории, показывали соседям, на работе и говорили, что маньяк - это я. Одни не верили, а другие шептались: "Оказывается, у Любовь Георгиевны сын - убийца!" Перед тем как повезти на следственный эксперимент, всю ночь учили, что и как я должен был говорить.  
 
25 августа Гетьманенко отвезли в Симферополь, а 20 сентября поместили для стационарного обследования в психиатрическую клинику. Владимир вспоминает, что там он немного отдохнул от изнуряющих допросов. И на соседей по камере в симферопольском СИЗО тоже не жаловался. Говорит, поверили, что невиновен, не обижали. 
Фоторобот убийцы, составленный со слов выжившей жертвы. Этот человек до сих пор не найден. Фото: сайт uk.wikipedia.com
 
НАКАЗАЛИ ТОЛЬКО ИСПОЛНИТЕЛЯ
 
И все же Владимиру здорово повезло. В отличие от тех несчастных, кому пришлось отвечать за грехи серийного убийцы и насильника Ткача, он просидел за решеткой всего пять месяцев. 29 декабря 2007-го Гетьманенко отпустили на подписку о невыезде, а потом прокуратура и вовсе закрыла сработанное слишком топорно дело. 
- Я очень благодарен прокуратуре Крыма за эту поддержку, и в милицейском главке впоследствии тоже нашел понимание. Евпаторийская милиция хотела всех повести по ложному следу, - говорит Гетьманенко. - Они даже Светлану Полякову, которая выжила после встречи с маньяком, уговаривали, чтобы она меня опознала. Но та ответила, что верит в Бога и не будет брать на душу грех. 
 
Еще Владимир с горечью вспоминает, что во время обыска из его дома исчезли 3,5 тысячи гривен, что с отцом от переживаний случился инсульт.
 
- Маме пришлось выхаживать больного мужа и носить мне передачи в СИЗО. Она ни секунды не сомневалась в моей невиновности, дождалась, когда я получил свободу, а спустя три месяца умерла. Видимо, слишком большими оказались нагрузки…
 
Уголовное дело против сотрудников милиции возбудили 1 февраля. Но расследование длится до сих пор. Полковники, фабриковавшие дело, благополучно вышли на пенсию и до сих пор имеют статус обычных свидетелей. Один из милиционеров, которые выбивали показания из "маньяка", подался в бега. Фактически наказанным оказался только бывший старший лейтенант Станислав Годулянов, который подделал протокол о хулиганских действиях Гетьманенко на берегу озера и выдумал несуществующих свидетелей. Но это всего лишь исполнитель, да и назначенный Симферопольским районный судом срок оказался условным. 
 
- И никто из них даже не извинился передо мной, - подытоживает Владимир. После ареста все контакты с ним оборвала жена, которая осталась в Варшаве, где Гетьманенко некоторое время работал. А еще ему пришлось поменять работу - на старое место вернуться уже не смог.  
 
Но самое страшное, что реального убийцу так и не нашли. И не искали, тратя силы на профанацию вместо реальной работы… 
 
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ 
 
"Проводится дополнительное расследование"
 
- В производстве находится уголовное дело в отношении двух работников Евпаторийского горотдела милиции. Они обвиняются в том, что сфальсифицировали административные материалы в отношении жителя Евпатории, якобы изобличающие его в совершении мелкого хулиганства, - сообщила "КП" пресс-секретарь прокуратуры Крыма Наталья Бояркина. - Как было установлено, изобличавшими данными стали неправдивые пояснения от имени вымышленных лиц, составленные милиционерами. В результате житель Евпатории был незаконно привлечен к админответственности и подвергся админаресту сроком на пять дней. Из-за ошибок следствия на первоначальном его этапе и незаконных действий работников милиции, которые ради мнимых показателей в работе пошли на совершение должностных преступлений, остались нераскрытыми преступления, в совершении которых пытались обвинить Владимира Гетьманенко. В настоящее время производство в отношении милиционеров находится в прокуратуре (судом оно возвращено для проведения дополнительного расследования из-за отсутствия оригиналов сфальсифицированных милиционерами материалов), действия пока приостановлены в связи с нахождением одного из обвиняемых в розыске.