В Донбассе перестали покупать уголь

Предприятия работают вхолостую, а шахтерам должны 1 миллиард гривен заработной платы.

Черное золото никому не нужно. фото: Константин БУНОВСКИЙ

Металлурги и угольщики переживают непростые времена. Сталелитейные гиганты региона в лучшем случае работают в полсилы. В худшем - с боем пытаются найти кредиты, чтобы осовременить производство и построить новые печи. Только по официальной статистике, уровень производства в регионе в прошлом году по разным направлениям тяжелой промышленности обвалился от 20 до 30%. Этим металлурги уже запустили цепную реакцию.

Шахты ищут покупателей

Передел рынка металла первыми ощутили на себе угольщики. Парадокс всего положения в том, что черному золоту сейчас не могут найти применения. Поскольку отсутствие спроса на украинский металл оставило сталелитейщиков не у дел, то и потребности в угле крупных промышленных предприятий сошли на нет. На большинстве металлургических гигантах на плаву держится только производство чугуна. Но для него нужен коксирующийся уголь особого качества. И его ищут за границей. Так, за весь прошлый год в регион ввезли 3 миллиона тонн экспортного угля. Можно ли считать иностранное топливо лучшим по качеству или все таки по цене - вопрос, на который однозначного ответа не дают даже специалисты. Тем временем факт остается фактом - донецкий уголь некуда продавать, а значит уже не нужно производить его в таких количествах.

Чиновники успокаивают: объемы производства и без того падают. 

- 20 лет шло неуклонное снижение объемов добычи угля. В год мы регулярно теряли от 1 до 2 миллионов тонн, - говорит Игорь Низов, начальник Главного управления развития базовых отраслей промышленности, энергетики и энергоэффективности Донецкой облгосадминистрации. - В 2012 году у нас был рост и был заложен огромный потенциал. Но начались проблемы со сбытом. И тот разгон, который взяли горняки, был искусственно приостановлен. Это связано с наращиванием производства в Китае, который дает 50% всей металлопродукции и в то же время добывает собственные уголь и руду.

Из планов чиновников очевидно, что горняков уже ждут нелегкие времена. Только в 2013 году замок собираются повесить на 6 шахтах, а еще 10 пустить с молотка. В общей сложности в частные руки продадут 34 предприятия региона.

Зарплата: чем платить?

Тем временем профсоюзы уже бьют в набат. На предприятиях каждый день растут долги за электроэнергию и увеличиваются суммы задолженности по зарплатам. Сейчас горняки ждут порядка 1 миллиарда гривен.

"Предприятия отрасли в крайне сложном финансово-экономическом состоянии, что не позволяет без господдержки обеспечить своевременную 100%-ную выплату зарплаты трудящимся госпредприятий, создать безопасные условия труда и оплатить потребленную электроэнергию", - говорится в обращении Виктора Турманова, главы Укруглепрофсоюза к премьер-министру. 

Так, горнякам нужно выплатить еще 956 миллионов гривен.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Железная дорога простаивает

В ДЖД заявили о крайне тяжелом финансовом состоянии. И сейчас предприятие уже еле сводит концы и концами, чтобы платить зарплаты своей 60-тысячной армии работников. При этом Донецкая дорога - это абсолютный лидер грузовых перевозок по стране. Проблема только в том, что возить-то больше нечего. Только в январе ДЖД недополучила 190 миллионов гривен (за весь 2012 год на перевозках недосчитались 518 миллионов гривен). В сравнении с 2007 годом объемы перевозок упали на 40%.

- Ситуация в начале 2013 года гораздо более тяжелая, - говорит пресс-секретарь ДЖД Владимир Селиванов. - И значительно ухудшает ситуацию долг за перевозку грузов ГП "Уголь Украины", который превышает 320 млн. грн.