Не справляются с нагрузкой
На центральных улицах сугробы чистили уже с вечера вторника, а вот дворы в спальных районах замело за ночь капитально.
- Многие водители вообще не вышли на работу, если автомобиль старый или с низкой посадкой – точно не везде смог бы проехать, - рассказывает таксист Николай Ильченко.
Заваленные снегом окраины заметили даже из горсовета. Начальник департамент жилищного хозяйства Роман Нехорошков заметил очевидное – тротуары в городе убираются из рук вон плохо. И все это "благодаря" серьезной нехватке дворников. В среду на борьбу со снегом вышел весь "дворницкий" состав Харькова – 1 846 человек, чтобы справиться со стихией, надо еще столько же.
- Не хотят люди в дворники идти – это же лопатой нужно махать по 7 часов в день, - разводит руками директор КП "Харьковблагоустройство" Екатерина Сливинская.
Техники для уборки тротуаров вроде бы вполне хватает. В распоряжении КП - 26 мотоблоков, трактора, но без ручного труда все равно не обойтись.
- Особенно мужчин не хватает: чтобы управлять мотоблоком, нужно приложить много сил, - жалуется Сливинская.
Нехватка кадров в коммунальных предприятиях – хроническая, чувствуется она уже лет 20. Несмотря на льготы для дворников при сдельной оплате труда, зарплата этих специалистов часто остается на уровне минимальной.
Лед топим дешево и сердито
С основными магистралями города дела обстоят получше. К борьбе со снегом были готовы 258 единиц снегоуборочной техники - правда, полным составом они еще не выходили на улицы. Даже в ночь рекордного снегопада, 29 января, в городе работало всего 110 машин.
Накануне зимы дорожники хвастались, что запаслись рекордным количеством песчано-солевой смеси – заготовили 28 тысяч кубометров, почти в три раза больше, чем в прошлом году. Но соленый "ледокол" помогает далеко не всегда. Его нельзя использовать в парковых и зеленых зонах, он может навредить цветам и деревьям.
- В странах, где заботятся об экологии, используют фракционные материалы – например, гравий. Он вмерзает в ледяную корку и делает поверхность нескользкой, - рассказывает зав. кафедрой строительства и эксплуатации дорог автодорожного университета Валерий Жданюк.
Но такая борьба с гололедом обходится значительно дороже, к тому же гравий с тротуаров нужно потом убрать, а дворников тем временем не прибавляется.
Кстати
Технику покупают частники
Пока горсовет хвалится успехами в уборке снега, харьковчане полагаются на себя. Снегопады повысили спрос на уборочную технику и обычные лопаты. Ими начали запасаться еще в начале декабря.
- Первый снегопад зимы увеличил спрос на снегоуборочные машины в три раза, на этой неделе тоже активизировались покупатели, но уже не так – весна скоро, - говорит менеджер по продажам интернет-магазина Андрей.
По словам продавцов, наибольшим спросом пользуются недорогие электрические снегоуборочные машины – до 2 тысяч гривен. И покупают их, как правило, для частных домовладений. В коммунальном хозяйстве города подобных машин нет. Лопаты тоже расходятся, как горячие пирожки.