Календари для киевлян

В антикварных книгах под названием "Календарь" можно сегодня найти самые разнообразные сведения о старом Киеве.

ПАМЯТНЫЕ КНИЖКИ НА ВСЕ ЛАДЫ

Слово "календарь", как известно, родилось в Древнем Риме. Поначалу это были книги, в которые записывали имена должников соответственно датам выплаты (проценты полагалось вносить в первых числах месяца, которые назывались "календами"). Со временем основным назначением календаря стала разбивка года на периодические интервалы. Способов подобной разбивки человечество выдумало немало.

Не так давно мы отметили Новый год по григорианскому календарю, потом был старый Новый год по юлианскому, а теперь уже приближается начало Года Змеи по восточному календарю, которое приходится на 10 февраля.

Довольно долго в простом народе не заучивали названия месяцев и дней недели, ориентируясь больше на церковные даты. Не считая больших религиозных праздников, практически на каждый день у нас приходилось поминание святых. С ними связывали сезонные работы, погодные приметы и т. п. Святых расписывали по дням поминаний в специальных книгах - святцах или месяцесловах. Они-то и были для наших предков основными календарями.

"Киевский народный календарь" на 1895 год Алексея Андрияшева, который одним из первых начал выпускать подобный жанр чтива с 1864-го. 

По мере расширения образованности входили в обиход более "цивилизованные" календари - отрывные настенные или выпущенные в виде книг. Книги эти, помимо росписи дней по месяцам, часто содержали полезные сведения. Порой они выглядели как увесистый том. Едва ли не самым содержательным в начале прошлого века был ежегодный "Календарь", выходивший в Киеве под эгидой Общества скорой медицинской помощи. Он представлял собой, по сути, адресную и справочную книгу, содержал списки всех киевских домовладельцев, сведения о личном составе учреждений и обществ, перечни торгово-промышленных фирм и заведений. "Календарь" был конкурентом аналогичному изданию - "Весь Киев", который являлся коммерческим проектом, тогда как доходы от реализации "Календаря" шли на покрытие расходов по бесплатному предоставлению киевлянам экстренной медицинской помощи.

Алексей Андрияшев

ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ПЧЕЛОВОДОВ

Еще в 1864 году общественный деятель и педагог Алексей Андрияшев начал выпускать "Киевский народный календарь". Алексей Фомич был известен в Киеве как многолетний директор 1-й мужской гимназии, участник многих благотворительных начинаний. Но календарь оказался едва ли не самой долговечной его затеей. Он выходил свыше полувека - даже после того, как в 1907 году Андрияшева, его бессменного редактора-издателя, не стало.

20-копеечное издание сравнительно небольшого объема включало в себя массу всяких сведений. Подзаголовок "Месяцеслов" предполагал наличие указателя поминаний всех святых. Но к ним добавлялись и памятные даты из отечественной истории, а также "хозяйственный календарь" - ежемесячные рекомендации о том, что следует делать в данном месяце по сельскому хозяйству. Затем шли популярные статьи на всевозможные темы - по истории и географии, ботанике и зоологии, экономике и праву. Значительное место в "Киевском народном календаре" занимали сведения по разведению пчел - дань страстному увлечению редактора-издателя, который, помимо прочих обязанностей, возглавлял Южно-Русское общество пчеловодства. Сверх всего этого прилагались расписание пароходов и поездов, а также таблицы цен за проезд. Ну и, само собой ра­зумеется, адреса важнейших киевских учреждений.

"Киевский народный календарь" пользовался большой популярностью, расходился во многих тысячах экземпляров, собирал немало рекламных объявлений. Недобросовестные коммерсанты порой позволяли себе "подделываться" под популярное издание, подсовывали на книжные прилавки свои календари, оформленные сходным образом. Андрияшеву приходилось бороться с этой практикой по-своему: он предупреждал всех читателей, что на обложке настоящего "Киевского народного календаря" должно стоять факсимиле его личной подписи.

С ПОРТРЕТАМИ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО

В советский период календари, как и вообще все издательское дело, были поставлены на службу коммунистической идеологии. Даже в самых обыкновенных отрывных календарях на обороте каждого из 365 (или 366) листочков можно было найти цитаты вождей марксизма, цифры и таблицы роста народного благосостояния в СССР, стихи и песни о Родине и партии. А рядом с датами и сведениями о восходе и заходе солнца были указаны юбилейные годовщины - связанные главным образом с деятельностью КПСС и братских партий. К примеру, в отрывном календаре 31 января в 1981 году было отмечено как 75-летие со дня гибели профессионального революционера Ивана Бабушкина, а в 1982 году - как 50-летие с тех пор, как задули первую доменную печь Магнитогорского металлургического комбината.

"Календарь" Общества скорой медицинской помощи в Киеве на 1914 год.

Непременным атрибутом отрывных календарей были портреты всех членов Политбюро ЦК КПСС. Их помещали к дням рождения из года в год - не важно, круглая была дата или нет. Народу следовало знать в лицо своих "верных слуг"!

В то же время печатались и настольные перекидные календари без особой "идейной нагрузки". Они предназначались для деловых людей, которые должны были делать на них ежедневные заметки. Замалевывать членов Политбюро или ленинские цитаты было бы неудобно.

В наши дни многие функции календаря приняли на себя компьютеры и мобилки, которые готовы подсказать пользователю время деловой встречи или день рождения тещи. Однако прежние календари еще не уходят насовсем из нашей жизни. Роскошные цветные настенные издания или малюсенькие карманные календарики по-прежнему в ходу, их выпускают бизнес-корпорации, рекламные фирмы и вообще все, у кого есть желание и средства. 

В ТЕМУ 

Духов день и день Интернационала 

В период нэпа советские власти, хотя и вели бесшабашную атеистическую пропаганду, все же вынуждены были считаться с миллионами верующих. Поэтому многие церковные праздники оставались, как и до революции, нерабочими днями. Впрочем, для "непереходящих праздников" (имеющих фиксированную дату) назначили выходные, не привязываясь к старому стилю, так что свободные дни на Рождество и Успение не совпадали с их действительным празднованием православными. 

Вот какие разно­образные события были поводом для "красных дней календаря" 85 лет назад, в 1928 году:

1 января - Новый год.

22 января - память о Кровавом воскресенье 1905 года и день памяти вождя пролетариата тов. Ленина.

12 марта - низвержение самодержавия.

18 марта - день Парижской коммуны.

14-16 апреля - Пасха

1 мая - день Интернационала. 

24 мая - Вознесение.

3 июня - Троица.

4 июня - Духов день.

6 августа - Преображение.

15 августа - Успение.

7-8 ноября - день Пролетарской революции.

25-26 декабря - Рождество.