Спасение "АэроСвита" - дело рук не только "АэроСвита"

Позиции руководства авиакомпании и профильного министерства совпадают. Главная задача - восстановить полноценную деятельность "АэроСвита". Теперь дело за принятием конкретных мер.

В правительстве надеются, что самый крупный украинский перевозчик «оздоровится» и вернется на рынок. Фото: УНИАН.

Можно смело утверждать, что последние два месяца ситуация вокруг компании "АэроСвит" является одной из топовых новостей в отечественном медиапространстве. Особенно после того, как в конце декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области начал производство по делу о банкротстве авиакомпании. Это и неудивительно, поскольку в нашей стране данная процедура устойчиво ассоциируется с чем-то ужасным, вроде "пациент скорее мертв, чем жив". Между тем… 

РАНО СТАВИТЬ ТОЧКУ

Начало процедуры банкротства - это не всегда приговор для фирмы. В современной истории бывали случаи, когда авиакомпании в результате этой процедуры не только не закрывались, а и наоборот, выбирались из финансовой ямы. Как говорят эксперты, банкротство представляет собой эффективный инструмент для цивилизованного разрешения возникшей сложной ситуации. Процедура банкротства и последующего финансового оздоровления позволяет с максимальной возможностью удовлетворить требования кредиторов, минимизировав при этом потери должника. Не ухудшить положение дел, а наоборот - вернуть проблемную компанию к платежеспособному состоянию.

Показателен в этом контексте пример руководителей крупнейшей американской автомобильной корпорации General Motors, которая была почти 80 лет крупнейшим производителем в мире. В июне 2009 года компания инициировала процедуру банкротства. В ходе нее была качественно проведена процедура финансового оздоровления, после которой GM успешно вышел из состояния банкротства, в конце 2010 года провел публичное размещение акций, которое стало одним из крупнейших в истории. И по результатам 2011 года компания вновь стала самым крупным автопроизводителем в мире.

То же самое можно сказать и об "АэроСвите". Возбуждение дела о банкротстве вовсе не означает, что авиаперевозчик тут полностью прекращает свою деятельность. Она продолжается, но с некоторыми ограничениями, прописанными в законодательстве, одним из которых является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, предоставляющего должнику возможность оценить свои ресурсы и потенциал, провести "переоценку ценностей", во всех смыслах, разработать план финансового оздоровления компании.

ПОЧЕМУ ОТМЕНЯЛИСЬ РЕЙСЫ

Казалось бы, началась процедура банкротства и нужно по закону дать компании передышку. Но не тут-то было. Хозсуд Киевской области по иску одного из кредиторов ООО "Транс-Аэро-Хэндлинг" выносит решение об аресте всех денежных средств "АэроСвита" на его счетах в 9-ти отечественных банках. И тут же Государственная исполнительная служба начала выполнять данное решение, несмотря на дважды полученное постановление суда от 29 декабря 2012 года о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Похоже, тут были задеты чьи-то личные интересы. Ведь при общей сумме долга "АэроСвита", превышающей 4,2 млрд грн., госисполнители вдруг озаботились судьбой одного-единственного кредитора, задолженность перед которым составляет около 5 млн грн. Причем настолько, что даже пошли на грубое нарушение ряда законодательных и нормативных актов, полностью заблокировав платежи авиаперевозчика даже по заработной плате персоналу и по возврату пассажирам денег за неиспользованные билеты. Естественно, в такой ситуации компания не всегда могла вовремя проводить платежи за обслуживание своих рейсов. И только несколько дней назад "АэроСвит" смог разблокировать свои счета, однако ущерб компании - и немалый - был нанесен.

И САМ НЕ "ГАМ" И ДРУГОМУ НЕ ДАМ

Еще один интересный момент в этой истории с банкротством компании заключается в том, что одним из ее акционеров является государство. Фонд госимущества владеет 22,4% акций авиакомпании. Правда, помощи от государства в "АэроСвите" не видели. Более того, на протяжении трех последних лет представители Фонда регулярно отказываются участвовать в общих собраниях акционеров, чем делают невозможным их проведение. С 2010-го по 2012 год было сорвано 56 (!) собраний. А ведь на них должны были рассматриваться вопросы, непосредственно влияющие на деятельность "АэроСвита". 

Можно было бы так относиться к активу, который тебе малоинтересен. Но ведь эта компания кормит и многие другие государственные предприятия. Например, на 30% обеспечивает доходы аэропорта Борисполь. Ну а о том, сколько налогов было заплачено за эти годы, и вовсе говорить не приходится. А Фонд госимущества не замечал ни успехов, ни проблем компании, ведя политику собаки, лежащей на сене, - сам ничего не делаю и другим не даю.

Понятно, что при таком "конструктивном" подходе государства не было возможности развивать авиакомпанию, должным образом реагировать на изменения рыночной ситуации, следовать мировым тенденциям в сфере авиаперевозок.

ВЫХОД НАЙДЕН

Однако, похоже, ситуация изменилась. На прошлой неделе министр инфраструктуры Владимир Козак заявил на брифинге, что государство не допустит банкротства и ликвидации "АэроСвита" и сделает для этого все возможное. Через день руководство авиакомпании поддержало позицию правительства, полностью совпадающую с намерением большинства частных акционеров провести финансовое оздоровление "АэроСвита" и восстановить его активную операционную деятельность. Сейчас завершается подготовка Стратегического плана выхода из кризисной ситуации на основе процедуры санации, который будет представлен акционерам авиакомпании для рассмотрения и утверждения.

Отрадно, что государство наконец-то повернулось лицом к одному из крупнейших отечественных авиаперевозчиков и готово помочь преодолеть возникшие трудности. Будем надеяться, что все это пойдет только на пользу пассажирам.