Расстрелянный съезд кобзарей: правда или миф?

80 лет назад в Харькове провели карательную операцию по уничтожению трехсот странствующих музыкантов.

Странствующие музыканты начала века: Кравченко из Полтавской губернии и Дремченко из-под Харькова.

Вся информация об этом была так тщательно засекречена, что до сих пор нет единого мнения: а был ли конгресс на самом деле. В темных страницах истории пытался разобраться корреспондент "Комсомолки". 

ЛЮДИ ВНЕ ЗАКОНА

Старцы с бандурами и лирами ходили по украинским городам и весям со времен Средневековья. Бродячие певцы и поэты пользовались уважением. Они рассказывали о славном прошлом народа и этим зарабатывали себе на кусок хлеба. Но в концепцию советской власти странствующие музыканты не вписались - ведь, по сути, выполняли работу не зависимых от власти журналистов. 

- Были и другие причины не любить кобзарей. Советскую власть не устраивало то, что они  нигде не работали и не имели постоянной прописки - то есть не могли быть отслежены, - рассказывает профессор Харьковской академии культуры Вера Осадчая. - Cтранствующие певцы были людьми вне закона. К тому же в те годы вообще запрещалось исполнение на украинском языке недозволенных песен. А этническая музыкальная культура очень трудно поддавалась цензуре. 

Борьба с кобзарством велась не один год. Исследователи утверждают, что народных исполнителей хватали и расстреливали, как нищих и бомжей. А скрывать следы расправы людей "без прописки" было несложно. 

ТРИСТА УЧАСТНИКОВ  

Апогеем борьбы с украинским фольклором стал расстрелянный съезд кобзарей. История не сохранила ни точной даты этого события, ни даже в каком году это произошло. По разным данным, в январе-феврале 1931-го, 1933 или 1934 года.

- Был ли он на самом деле и что именно там произошло - неизвестно, - говорит исследователь темной страницы украинской истории руководитель Харьковского кобзарского цеха Кость Черемский. - Мы пять лет провели в архивах СБУ, но так  ничего и не нашли. Хотя и не теряем надежды, что правда всплывет рано или поздно. 

Исследователи предполагают, что главные документы о съезде кобзарей хранятся в архиве КГБ в Москве. Доподлинно известно, что подготовка к конгрессу велась с 1927 года. Из документов того времени следует, что в оргкомитет по подготовке мероприятия входили известные в то время деятели культуры - Хоткевич, Ревуцкий, Вышенский, Колотай и другие. 

Выбор Харькова вполне логичен. В начале 30-х годов там располагались все органы управления молодой Украинской Республики, в том числе НКВД. К тому же кобзарей в Харьковской и Полтавской областях было больше всего.

Как старцев уговорили приехать на официальное мероприятие, до сих пор непонятно. Но известно, что на съезд в Харькове было заявлено более трехсот участников. Однако по неизвестным причинам событие перенесли. На несколько лет.

"ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЕДЕМ НА СМЕРТЬ"

Исследователи вопроса по крупицам собирали информацию о съезде. Вере Осадчей посчастливилось поговорить с косвенным очевидцем тех событий.

- Кобзарь Анатолий Парфиненко как-то рассказал мне, как однажды отправился в Полтаву - учиться думам. Он случайно попал в поезд, на котором ехали слепые кобзари, - вспоминает профессор. - Старцы тогда сказали ему: "Чувствуем, что нас везут на смерть. Никому не говори, что ты кобзарь, быстро выходи из поезда!" Парфиненко так и сделал. Спасло его только то, что ехал без инструмента.

Где и как погибли 337 делегатов съезда, осталось загадкой. По одной из версий, кобзарей вывезли в  тюрьму на Холодной Горе, там расстреляли, а трупы по железной дороге вывезли в район Казачьей Лопани (сейчас это приграничный с Россией поселок). По другой - хватали и расстреливали поодиночке. Есть и третья версия - ее придерживаются авторы фильма "Поводырь", который посвящен расстрелянному кобзарскому съезду: украинских "гомеров" взорвали всех вместе.

Имеется косвенное подтверждение, что эта карательная акция не выдумка. Очередной кобзарский съезд советские власти созвали перед самой войной, и тогда на форум еле-еле собрали несколько десятков делегатов. 

Пожалуй, "расстрельный съезд" поставил точку на классическом украинском  кобзарстве. Позже кобзари пели на официальных советских мероприятиях, и репертуар их был полностью согласован с властями: победа революции, социализм, Ленин, Сталин… 

- Некоторые певцы искренне в это верили, сочиняя частушки и песни, а некоторых  принуждали это делать, - вздыхает Вера Осадчая. - Мол, вы живете в колхозе, почему бы о колхозе думу не написать? Парфиненко спел мне "Думу о сестре и брате", но предупредил при этом: "Никому не говори, а то будет плохо и мне, и моей семье". 

Этот монумент установили возле Оперного театра в Харькове в 1997 году.

КСТАТИ 

Потомки энкаведистов помогли с памятником

После обретения Украиной независимости кобзарство возрождается, но скорее как фольклорное явление. Энтузиасты сами создают музыкальные инструменты и поют эпические песни. Но и о гонениях помнят. В 1997 году в Харькове рядом с Театром оперы и балета открыли памятник репрессированным кобзарям: гранитный монолит, на котором высечена изуродованная кобза. Деньги на него молодежные организации собирали почти десять лет.

- Техникой и людьми нам помогал ректор "милицейского" университета, - подчеркнули харьковские кобзари. - Видимо, чувствовал какую-то внутреннюю потребность, связанную с тем, что они потомки тех, кто уничтожил эту прослойку.