"Единственная особенность москвичей, которая до сих пор остается мной не разгаданной, - это их постоянный таинственный интерес к погоде... "Тише! - вскрикивает вдруг кто-нибудь и подымает голову к репродуктору. - Погоду передают!" Все, затаив дыхание, слушают передачу... Услышав это тревожное "Тише!", я вздрагивал, думая, что начинается война..." Многим известны эти строки Фазиля Искандера. Но ведь с нетерпением, как весточку с фронта вечной борьбы человека и стихии, ждут прогноз погоды и жители Киева, и Нью-Йорка, и Лондона, и Парижа. И других городов, которых объединяет одно - их географическое положение.
- Все они лежат в обширной полосе умеренных широт Северного полушария, примерно от 40 до 70° с. ш., - объясняет заслуженный метеоролог России, автор книги "По сведениям Гидрометцентра..." профессор Александр Угрюмов. - Именно здесь самая изменчивая погода на Земле.
Ученые заметили: чем больше человек обособляется от природы, тем больше становится зависим от нее. Всего 20 лет назад 75% людей "чувствовали погоду", сегодня эта цифра выросла до 90.
- Это значит, что большинство из нас в той или иной степени нездоровы, - делает вывод врач высшей категории терапевт Галина Павлова. - Из-за того, что мы много работаем, испытываем стрессы, мало двигаемся и отдыхаем, у нас расшатывается сердечно-сосудистая система. Поэтому мы становимся восприимчивы к малейшим колебаниям температуры и атмосферного давления. А из-за ухудшения самочувствия портится настроение.
- Но разве не погода влияет на наше душевное состояние?
- Ошибка многих метеозависимых людей в том, что они путают причину и следствие, - считает доктор Павлова. - С точки зрения физики человек - это всего лишь электромагнитный контур, и если меняется внешнее поле, например во время магнитных бурь, то сразу же происходят и внутренние перемены. Например, люди думают, что депрессия одолела их от того, что за окном пасмурно. На самом деле во время дождя снижается атмосферное давление. И у гипотоников появляется слабость, возникает одышка. А у гипертоников обостряются приступы мигрени.
Осенью же и зимой мы реагируем на уменьшение солнечного света: начинает активно вырабатываться гормон мелатонин, который нормализует циклы сна, и одновременно уменьшается количество серотонина - гормона счастья. В результате нам кажется, что мы хандрим.
Но сами по себе свет, ветер или температура не делают человека более или менее счастливым. Анализ результатов 20 крупнейших исследований зависимости настроения от погоды, проводившихся учеными Университета Гумбольдта (Германия) с 1980-х годов, показал: погода и наше настроение никак не связаны.
Но интерес к погоде в нас не иссякнет никогда, потому что он хранится в нас на уровне генной памяти. Мы унаследовали тревожное отношение наших предков к стихии, которой так и не научились управлять. Ведь угрозы от разгула непогоды возросли стократ. Человек до сих пор беззащитен и перед астероидами, и вспышками на Солнце, и глобальным потеплением-похолоданием. Поэтому мы чувствуем себя увереннее и спокойнее, когда слушаем сводки Гидрометцентра. Они дают мнимую надежду, что завтра предсказуемо. А если и произойдет что-то ужасное, то мы успеем подготовиться. Спрячемся - например под зонтиком.