В парламенте появился новый законопроект, который предлагает привязать размер штрафа за нарушение Правил дорожного движения к типу автомобиля, которым управляет водитель. Документ предлагает применение умножающего коэффициента к размеру штрафа, в зависимости от класса транспортного средства, принятого Европейской экономической комиссией.
Стандартный штраф будут платить владельцы автомобилей A - Mini cars, (мини), B - Small cars (маленький), C - Medium cars (низкий средний) - коэффициент 1. Дороже обойдутся нарушения владельцам крупных авто. Для категорий D (Larger cars, средний) и M (Multi purpose cars, MPV - минивэны) будет установлен коэффициент 2. Машины класса E (Executive cars, высший средний) получат коэффициент 3, а F (Luxury cars, люкс) и J (Sports utility, SUV, внедорожники) - 4. Категория S (Sport coupés, спорткары, купе, кабриолеты) - 5 (см. Таблицу).
Такой принцип наказания депутаты объясняют тем, что "реалии и статистические данные указывают на достаточно большое количество несчастных случаев, которые происходят вследствие нарушения ПДД, несмотря на введение повышенных штрафов". В пояснительной записке к документу говорится, что последствия аварий с участием дорогих автомобилей гораздо тяжелее, учитывая их скоростные качества, массу и степень защиты.
Однако юристы называют это предложение депутатов, мягко говоря, недоработанным.
- Данный проект не достигнет целей, которые ставят его авторы, и является, по сути, дискриминационным, - говорит адвокат Вадим Володарский. - Прежде всего, это явное нарушение принципа равенства граждан. Причем даже не по имущественному признаку, поскольку класс автомобиля сам по себе никак не говорит об имущественном положении. Например, у человека плохая дорога на дачу, и потому он ездит на внедорожнике. Нетрудно понять, что по такому закону владелец старой "Нивы" или "Волыни" будет платить в 4 раза больше, чем владелец нового "Мини Купера" с его ценой под 40 тысяч евро. Да и минивэны, к которым можно отнести, скажем, "Шевроле Такуму", - не признак обеспеченности. Впрочем, и автомобили премиум-класса или спортивные - тоже. У нас эксплуатируется много таких автомобилей старых годов выпуска, чья стоимость не выше новой малолитражки, а иногда и ниже.
По словам юриста, потенциальная аварийность тоже не зависит от размеров и типа кузова. А один и тот же водитель может управлять разными авто - своим собственным и служебным. Кроме того, этот законопроект может вызвать множество конфликтных ситуаций на дороге.
- Данный проект, если станет законом, еще и крайне трудно реализуем на практике, - продолжает Вадим Володарский. - По той простой причине, что те критерии, по которым предлагается разграничивать автомобили по классам, в регистрационных документах не указаны. Там нет информации по длине кузова, а внедорожники и минивэны обычно числятся как "легковой универсал". Поэтому будет множество конфликтных ситуаций из-за применения этого коэффициента.
А КАК У НИХ?
Нам не удалось найти ни одной страны, где штрафы привязывают к типу автомобиля. Однако в некоторых странах наказание за нарушение определяется исходя из дохода нарушителя. Например, в Дании, Швеции, Черногории и на Кипре некоторые штрафы привязаны к размеру дневного заработка. Но больше всего штрафов, размер которых определяется по размеру дохода, существует в Финляндии.
Так, например, штраф за нарушение ПДД в 116000 евро был выписан финской полицией в 2001-м одному из топ-менеджеров компании "Нокиа" Ансси Ванйоки. Правда, он сумел доказать в суде, что его доходы ниже, и получил штраф в 6000 евро.
Еще один горячий финский парень Яри Сарасвуо в 2009 году получил наказание в 150000 евро и лишился прав за езду со скоростью 99 км/ч по дороге, где скорость ограничена 50 км/ч. После уточнения суммы его доходов штраф уменьшили в десять раз - до 15000 евро.
Больше всех заплатил миллионер Юсси Салоноя в 2004 году и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Он ехал по Хельсинки со скоростью 80 км/ч при разрешенной скорости в 40 км/ч. Полиция выписала штраф в 170000 евро, подача апелляции в окружной суд уменьшила сумму до 100000 евро.