Бунт против цыган

На самом деле это не дилемма - ведь ни того, ни другого Украина сделать не может. Остается не обращать внимания на цыганский вопрос, даже когда начались гонения на цыган в разных регионах страны.

Спецкор "КП" Евгения СУПРЫЧЕВА побывала в черкасском селе, которое хотело войной на ромов идти. Да запала не хватило. 

ПОСЕВАЛ - И ЗАРЕЗАЛ

Село Ивановка бунтует вторую неделю. Жестокое убийство односельчан вывело народ из сонной дремы.

- Дело было на старый Новый год, - говорит один из местных жителей Николай. - К местным цыганам, а у нас живут три семьи, приехала родня. 

Среди них и внук старой цыганки - 21-летний Жиго. Огляделся, пошел по деревне: стучит в дом - посевает, местные наливают. Полный интернационал - все довольны. Но вот стемнело - деревня затихла. И только Жиго не спится - бурлит цыганская кровь, тенью крадется по деревне. Шасть - и забежал в один дом.

Юрия цыган зарезал... Фото: личный архив. 

- Там жил Юра, безобидный человек. Калека - без ноги, но руки золотые: и мотоцикл починит, и машину, - продолжает Николай. - Правда, выпивал - в последнее время на пару с дядькой Грицко, который переехал к нему жить на зиму. 

Двери приятели никогда не закрывали - даже на ночь, за что и поплатились. 

- В двенадцать ночи будит нас дядька Грицко, - вспоминает, рыдая, соседка Ольга Зинченко. - Весь в крови, в груди торчит нож! Говорит, помогите, цыгане напали.

Соседи бегут на помощь, в чем были. Рома уже нет, Юрий хрипит на полу. Цыган шесть раз всадил ему нож в спину. Легкое пробито - захлебнулся кровью. А вот дядька Грицко выжил. Сейчас в больнице, говорит с трудом:

- Этот Жиго сперва пришел по-хорошему. Вроде и не пьяный… Принес какие-то штаны, свитер. Говорит: это вам, дядя Юра, вы мне столько хорошего сделали. А потом вдруг озверел - стал требовать деньги и ключи от машины (сын Юрия оставлял у него во дворе "Ладу"). Юрий говорит: не дам. Цыган стащил его с кровати, схватил нож - накинулся на калеку. Заметил меня - и моментально всадил нож чуть повыше пупка, распорол живот до грудины. Благо мне под руку подвернулась сковородка, я его ударил - и деру. Пока бежал, держался за живот, боялся, что кишки выпадут. А то, что у меня нож торчит, даже не заметил.

... а вот Грицко насилу отбился от озверевшего гостя. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 

Рома взяли в ту же ночь. Он как ни в чем не бывало вернулся в дом своей бабки и захрапел, не предаваясь грустным мыслям. 

ПЕРВЫМИ ПОШЛИ КОММУНИСТЫ

Юрия хоронили на третий день. На похоронах выступил глава местной коммунистической ячейки Николай Стороженко. Сказал, приходите, люди добрые, на сходку - будем решать, как жить дальше. Из 500 человек, что проживают в деревне, пришло меньше сотни.

- Мы подумали: надо выселять цыган в судебном порядке, - говорит Стороженко. - Осталось только опросить деревню. Вот напечатал бланки.

Коммунист листает анкеты. Первый пункт: согласны ли вы с тем, что надо выселить цыган? И тут же второй вопрос: доверяете ли вы сельскому голове?

- А голова тут при чем? - интересуюсь. - И как вы намерены избавляться от ромов?

Коммунист хмурит брови. Цыгане имеют паспорта - все граждане Украины, их дома - частная собственность. То есть по закону черта с два выселишь. Это ясно даже коммунистам, но они намерены "сделать все от них зависящее". То есть завалить бумагами суды и прокуратуру, прекрасно понимая, что дело вряд ли выгорит (см. КОМПЕТЕНТНО).

Глава коммунистической ячейки Николай Стороженко намерен избавиться от ромов "цивилизованным путем", не поджигая хаты. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

- Но тогда будем виноваты не мы, а государство! - говорит Стороженко. - А еще больше наш голова - от него толку мало.

Коммунист набирает политические очки - и не скрывает подноготной. 

- Но в то же время, если бы не собрали мирное собрание, народ бы поднял вилы, - уверяет он. - У нас накипело, вы ведь знаете, что два года назад была похожая ситуация: цыгане приехали в гости к своей бабке - и зарезали троих человек. Тогда мы стерпели, но сейчас - другое дело. Народ бунтует.

Это не совсем правда. Во время прогулок по деревне создалось впечатление, что народ скорее растерян. 

- Но как Жиго мог? - задаются вопросом. - Он тут вырос. Да на этого хлопца никто бы и не подумал.

Вообще цыгане переехали в село во времена Союза. Бывший голова сельсовета Ивановки приютил семью и шестерых ребятишек. Дал дом, устроил в колхозе. Местные всегда относились к цыганам терпимо и втайне гордились, что им удалось "приручить" эту народность.

Жительница села Ольга: - Ромы за два года убили четырех человек. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 

- Они никогда не воровали, а просили только: тетя Оля, можно у вас сорвать грушку с огорода? - вспоминает бывшая жена погибшего Юрия Ольга Прохач. - Можно, отвечаю, не обеднею. 

Эта напускная церемонность со стороны цыган явно льстила селянам. Дескать, считаются - уважают. Польстило им и то, что после первого убийства, которое было два года назад, все цыгане убрались из деревни. На время… Через полгода вернулись с повинной - их простили.

- Там ситуация была другая: наши местные пьяницы гуляли с цыганами. Один приревновал подругу к рому, полез в драку, тот достал нож - и закрутилось, - вспоминают селяне. - То есть кто прав, кто виноват - не понятно. 

Но этот-то случай другой. Цыган пробрался ночью, убил калеку - нет "смягчающих обстоятельств". Люди это осознают, но нет гнева. Вроде и понимают, что хорошо бы психануть - дать жару, но вместо этого - лишь глухое недовольство. Они бы и на этот раз простили, если бы цыгане хотя бы намекнули, что боятся народного гнева. Но нет, на этот раз уже не боятся, не уезжают никуда. 

МАДЬЯРЫ ВНЕ ЦЫГАНСКОГО ЗАКОНА

Ромы спокойно живут в своих домишках. Читать-писать не умеют, но свои права знают.

- Никто нас не выселит! - кричит нам в лицо старая цыганка Мария. - А внук… Каждый в нужное время должен сделать то, что ему полагается. Что на судьбе написано…

- То есть вашему внуку полагалось убить калеку? - уточняю, наблюдая, как копошатся в грязи цыганские дети.

- Да, полагалось! А что вы, хохлы, не убиваете один другого? - не унимается старуха. - Вы святые, что ли? 

Эк забирает! Да с таким настроем, глядишь, ромалы первыми деревню подожгут. Потому на всякий случай спрашиваю, что думает их барон по этому вопросу. 

- Какой барон? - ухмыляется старуха. - Мы мадьяры! Нет у нас барона! 

Мадьяры - это венгерские цыгане (ромы делятся на десяток "видов". - Авт.). Они - вне цыганского закона.

- Они считаются, не в обиду им будет сказано, более низкой кастой, чем все остальные, - говорит председатель черкасской общины цыган "Аме рома" Владимир Бамбула. - В Черкассах проживают довольно много ромов, но мы - сервы. Мы торгуем, выращиваем свиней. А мадьяры ходят по вокзалам. Мы с ними не общаемся. И не судим. Вы ведь знаете, что у цыган существуют свои суды, где все решает совет старейшин. А у мадьяров нет закона. Там каждая семья сама себе закон.

В Ивановке всего пятеро цыган, но настроены весьма агрессивно: съезжать не собираются. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 

Значит, с одной стороны, грозная сила из Черкасс (а в районе проживает 10 тысяч ромов. - Авт.) на поддержку мадьяр не придет - и это хорошо. Но с другой - и образумить их некому. А местным властям не с кем вести переговоры, поскольку нет ни барона, ни старейшин. Зато у старухи есть шестеро детей и 42 внука. И это еще не считая правнуков - тоже не слабая сила. Но пока вроде сидят смирно - выжидают. Обе стороны затаились. 

- Мы создадим ДНД - добровольную народную дружину, чтобы патрулировать деревню, - говорит сельский голова Ивановки Юрий Пустовойт. - Дружину официально зарегистрируем, и тогда все ее члены получат право на ношение травматического оружия, ну это на случай… Сами знаете, на какой случай.

На тот случай, если народ не выпустит пар хотя бы отчасти. 

 

Видео Олега Терещенко.

ОПЫТ САРКОЗИ НЕ ПОДХОДИТ

Что у нас в сухом остатке? Коммунист и голова соревнуются друг с другом в том, "кто больше любит деревню", а селяне обижены. У цыган своя правда. Дескать, Жиго виноват, его судите, нас не трогайте. И тем и другим, похоже, не хочется крови, но "сохранить свое лицо" - вот что важно. Хотя бы формально. И вот тут сильно не хватает некой третьей, примиряющей силы. Той, уговорам которой можно "уступить" не прогибаясь. Но где эта сила? Разве кто-то приехал из Черкасс или, может, из Киева? Кто-нибудь из комитета до делам национальных меньшинств или депутаты? Пусто.

Зато неровен час, нагрянет "Свобода" и заведет свою шарманку: "Гей, славяне!" Или еще хуже - приедут умники из Европейского союза. Начнут вопить: не смейте ущемлять, уберите руки - вы кругом не правы! И вот тут народ встанет: это мы не правы? А ну, Николаевич, созывай дружину! И Николаевич протрубит: "К бою!" 

Потому что если не протрубит - коммунист его скинет!

Впрочем, и сейчас один неверный шаг со стороны цыган - и вспыхнет. Да и не только в Черкассах. Очаги недовольства по всей Украине: Одесская область - там цыган успешно выселили из села Петровка. Болгары (а Петровка - болгарское село) подожгли еще в 2000-х с десяток домов - и баста! Были локальные столкновения и в Западной Украине. В прошлом году в Новых Петровцах - там, где Межигорье и дом Януковича, - сельский голова распорядился не пускать ромов на кладбище в поминальные дни… И "Беркут" поставил.

Вообще это "головная боль" по всей стране. И что с ней делать, непонятно. Допустим, Франция решилась выселять приехавших из Румынии и Венгрии цыган. В 2010 году депортировали несколько тысяч ромов, но еще 20 тысяч - осталось. Европейский союз встал грудью. Опыт Саркози провалился, да и нам не подходит. 

- А вот наши цыгане - сплошь граждане Украины, - говорит глава Комитета Верховной Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Валерий Пацкан. - Куда же мы их отправим? Просто не имеем права. 11 января 2012 года в Верховной Раде Украины прошлого созыва состоялись Парламентские слушания на тему: "Этнонациональная политика Украины: достижения и перспективы". По их результатам был подготовлен проект Постановления Верховной Рады Украины №10247 от 22.03.2012, одним из пунктов которого Кабинету Министров Украины с целью поддержки национальных меньшинств было рекомендовано, в частности, инициировать разработку государственной целевой программы по социально-культурному развитию ромского этноса Украины. Проект Постановления был принят Верховной Радой за основу, однако при его рассмотрении после доработки, к сожалению, не был поддержан большинством в сессионном зале. 

Также сообщаю, что 10 января текущего года, на заседании нашего Комитета, было утверждено четыре подкомитета: 
 
- по вопросам прав человека; - по вопросам межнациональных отношений;
 
 - по вопросам этнополитики, прав коренных народов и национальных меншинств Украины, жертв политических репресий;
 
 - по вопросам миграционной политики, гражданства, статуса иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и по связям с украинцами, которые проживают за границей. 

Кроме того, было принято решение, что при Комитете будет создан Общественный совет, в том числе с участием представителей нацменьшинств".

- Треть ромов за чертою бедности - отсюда кражи, разбой. В программе есть пункт, как их трудоустроить в той же Западной Украине? Может, льготы какие-то для работодателей?

- У нас нет налоговых льгот даже для тех, кто принимает на работу инвалидов, а вы говорите - цыгане. На самом деле большой объем работы.

И если бы начали еще со времен перестройки, объем был бы меньше, но проблему цыган долгое время "не замечали". Наши чиновники весьма апатично наблюдают, как тлеет бикфордов шнур, ну а когда рванет - тут уж, конечно, закипит работа. На пепелищах… 

КОМПЕТЕНТНО 

Можно ли выселить нежелательных соседей?

- Если у ромов имеются паспорта и дом приватизирован, то оснований на выселения нет, - говорит адвокат компании "Гончаров и партнеры" Вячеслав ГОНЧАРОВ. - Но если копнуть глубже и поставить вопрос: а не больны ли ромы туберкулезом или СПИДом? Если так, то они представляют угрозу для сельской общины. А это уже хоть и небольшой, но шанс выселить нежелательных соседей. Далее: а каким образом они получили паспорта граждан Украины и не имеют ли двойного гражданства? Необходимо послать запрос в ту же Венгрию. И если выяснится, что у них два паспорта (что запрещено законом нашей страны), то их по идее должны лишить украинского гражданства - и далее встанет вопрос прописки. Дело в целом очень кропотливое и долгое, но какие-то минимальные шансы на успех все же есть. 

СПРАВКА "КП"

По переписи населения за 2001 год, в Украине проживают 47 587 цыган. Но по неофициальным данным их в два раза больше. Не все цыгане имеют паспорта - и не всех "кочевых" сосчитали. К слову, по-прежнему кочуют мадьяры - они разбивают таборы по всему бывшему Союзу. Кроме них в Украине живут так называемые кишиневские и молдавские цыгане, а также сервы - это народ оседлый. 

При этом, по данным Харьковского института социальных исследований, 49 процентов цыган Украины с трудом сводят концы с концами. Традиционные способы заработка - пособие на рождение ребенка, сбор металлолома, торговля и "традиционный цыганский промысел". Еще 27 процентов ромов - за чертой бедности. Более 60 процентов - безработные. Читать и писать умеют менее 50 процентов.