За испорченные поездки на "Хюндае" будут судиться 20 человек

Из-за остановок поездов в чистом поле люди опаздывали на самолеты, встречи и операции.

Красивый и комфортный поезд с наступлением морозов начал подводить украинцев. Фото: Артем СЛИПАЧУК.

Пассажиры поездов "Хюндай", ставшие заложниками  их массовых  поломок осенью и зимой прошлого года, пойдут в суд с исками к "Укрзалiзницi". Сейчас таких около двадцати человек. Это пассажиры скоростных поездов разных направлений - донецкого, львовского, харьковского и днепропетровского.

- О сумме, которую мы сможем отсудить, говорить пока рано, - считает один из пострадавших - юрист украинской Хельсинкской группы по правам человека Максим Щербатюк. - Сначала хотели установить символическую  компенсацию - 1 гривну, чтобы создать прецедент и доказать людям, что судиться с монополистами можно и нужно. Но потом решили поднять эту сумму до 1 тысячи гривен. Но есть пассажиры, которые потеряли гораздо больше. 

Максим  Щербатюк испытал все "прелести" неполадок "Хюндаев" в октябре прошлого года. Поезд, следующий из Харькова в Киев (билет обошелся Максиму в 250 гривен), сломался и остановился в чистом поле. Люди требовали сообщить, когда состав отправится дальше, но персонал упорно хранил молчание. То, что пассажиры опаздывали на другие поезда, самолеты, встречи и операции, очевидно, никого не волновало.

- Через три с половиной часа нам подали другой поезд, - продолжает Щербатюк. - Но он абсолютно не соответствовал тому классу билетов, за которые мы заплатили, - туалеты закрыты, еды и чая купить негде. Да и взобраться в вагоны без платформы было очень сложно. Особенно пожилым людям, пассажирам с детьми и с большим багажом.

Приехав в Киев, обиженные пассажиры написали железнодорожникам петицию с требованием компенсировать неудобства. А когда поняли, что просто так денег им не вернут, решили обратиться в суд.

Иски всех пострадавших составлены по одному шаблону, люди подавали их как по месту своей регистрации, так и по месту нахождения ответчика - "Укрзалiзницi", то есть в Киеве. А вот суммы моральной и материальной компенсации будут разные. Например, есть пострадавшие пассажиры, которые, не дожидаясь, когда сломанный "Хюндай" починят, брали дорогое такси  и уезжали в нужном направлении. 

МНЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКА 

"Нормативные документы, которые защищают пассажиров, тщательно скрывают"

- Выиграть суды у монополистов вполне реально, - считает председатель Международной лиги защиты прав граждан Эдуард Багиров. - Мне удалось это сделать в 2003 году. Тогда мне не нашлось места в поезде Харьков - Киев (я садился в него в Миргороде), хотя у меня на руках был билет первого класса. В итоге весь путь я простоял в тамбуре. Меня отговаривали идти в суд, убеждали, что я ничего не смогу доказать. Но мне это удалось. Оказалось, что у железнодорожников и транспортников есть масса нормативных актов, которые дают пассажирам очень широкий спектр прав. Вот только эти документы тщательно скрывают. Рядовые пассажиры об этом не знают, поэтому позволяют издеваться над собой - ездят в раздолбанных и холодных вагонах.

Суды по моему делу длились год. Но, думаю, что в ситуации с "Хюндаями" процессы займут около шести месяцев.