За испорченные поездки на "Хюндае" будут судиться 20 украинцев

Из-за остановок поездов в чистом поле люди опаздывали на самолеты, встречи и операции.

Пассажиры электропоездов "Хюндай", ставшие заложниками  их массовых  поломок осенью и зимой прошлого года, пойдут в суд с исками к "Укрзалiзницi". Сейчас таких желающих около двадцати человек. Это пассажиры скоростных поездов разных направлений - донецкого, львовского, харьковского и днепропетровского. 
 
- О сумме, которую мы сможем отсудить, говорить пока рано, - считает один из пострадавших - юрист Украинской Хельсинской группы по правам человека Максим Щербатюк. - Сначала думали установить символическую  1 гривну, то есть  создать прецедент и доказать людям, что судиться с монополистами можно и нужно. Но потом решили поднять эту сумму до 1 тысячи гривен. Но есть пассажиры, которые потеряли гораздо больше. 
 
Максим  Щербатюк испытал все прелести неполадок "Хюндаев" в октябре прошлого года. Поезд, следующий из Харькова в Киев (билет обошелся Максиму в 250 гривен), сломался и остановился в чистом поле. Люди требовали сообщить, когда "Хюндай" отправиться дальше, но персонал упорно хранил молчание. То, что пассажиры опаздывали на другие поезда, самолеты, встречи и операции, очевидно, никого не волновало. 
 
- Через три с половиной часа нам подали другой поезд, - продолжает Щербатюк. - Но он абсолютно не соответствовал тому "классу" билетов, по которым мы ехали - туалеты закрыты, еды и чая купить негде. Да и взобраться в вагоны без платформы было очень сложно. Особенно пожилым людям, пассажирам с детьми и большим багажом. 
 
Приехав в Киев, обиженные пассажиры написали железнодорожникам петицию с требованием компенсировать неудобства. А когда поняли, что просто так денег им не вернут, решили идти в суд. Иски всех пострадавших составлены по одному шаблону, люди подавали их как по месту своей регистрации, так и по месту нахождения ответчика - "Укрзалiзницi", то есть в Киеве. А вот суммы моральной и материальной компенсации будут разные. Например, есть пострадавшие пассажиры, которые не дожидаясь когда сломанный "Хюндай" починят, брали дорогое такси  и ехали в нужный город. 
 
МНЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКА
 
"Нормативные документы, которые защищают пассажиров, тщательно скрывают"
 
- Выиграть суды у монополистов вполне реально, - считает председатель Международной лиги защиты прав граждан Эдуард Багиров. - Мне удалось это в 2003 году. Тогда мне не нашлось места в поезде Харьков - Киев (я садился в него в Миргороде), хотя у меня на руках был билет первого класса. В итоге весь путь я простоял в тамбуре. Меня отговаривали идти в суд, убеждали, что я ничего не смогу доказать. Но мне это удалось. Оказалось, что у железнодорожников и транспортников есть масса нормативных актов, которые дают пассажирам очень широкий спектр прав.  Вот только эти документы тщательно скрывают. Простые пассажиры  об этом не знают, поэтому позволяют издеваться над собой - ездят в раздолбанных и холодных вагонах. Суды по моему делу длились год. Но, думаю, что в ситуации с "Хюндаями" процессы будут намного короче и займут около шести месяцев.