Гидро-мото
Скутер (или аквабайк) считается среди туристов одним из самых экстремальных водных снарядов. Скутеры бороздят не только морские глади, но и речные: аквабайки можно увидеть даже в Киеве на Днепре. Популярность этого плавсредства объясняется просто: скутер довольно прост в управлении, относительно недорог, на нем одновременно могут разместиться 2--4 пассажира. Мощные "сидячие" скутеры способны разогнаться до 90 км/час и более.
За последние несколько лет средняя стоимость гидроцикла в украинских мотосалонах упала приблизительно вдвое -- с $13--15 тыс. до $5--7 тыс. Подержанные машины стоят и того дешевле -- от $3 тыс. Но не стоит думать, что аквабайк -- дорогая и бесполезная игрушка. Если очень хочется, то на нем можно и зарабатывать, предоставляя его в аренду пляжникам -- по 20 грн. за минуту катания или по 100 грн. за 10 минут. То есть подержанный скутер можно окупить примерно за 25 часов аренды (но это без учета затрат на топливо!).
В зависимости от конструкции и способа катания, гидроциклы условно разделены на "сидячие" (скорость до 90 км/ч, обычно многоместные) и "стоячие" (скорость свыше 100 км/ч, только для профессионалов). Последние предназначены для спортсменов-профессионалов, а туристов вполне устроит сидячий двухместный гидроцикл. Все модели аквабайков оснащаются очень мощными (от 60 л.с.) двигателями, которые благодаря небольшой массе самой машины позволяют очень быстро разогнаться до скорости более 80 км/ч.
В среднем новый туристический гидроцикл высокого класса BRP SeaDoo GTI 4-TEC PRO (подходит и для проката) мощностью 130 л.с. обойдется в $14 тыс., BRP SeaDoo GTI 4-TEC (для новичков) мощностью 130 л.с. -- в $14 600. Трехместный аквабайк Yamaha WR FX Сruiser HO класса "люкс" стоит не менее $22 тыс. Но это новые модели 2007 года выпуска, а модели 2004-го можно купить дешевле -- за $8--9 тыс. Желающим заработать капитал на сдаче байка в аренду стоит учесть, что в случае поломки двигателя машины ее ремонт может обойтись в несколько тысяч долларов.
В число аксессуаров, необходимых для эксплуатации гидроцикла, помимо всяких мелочей входит еще много чего не самого дешевого: подставка для передвижения аквабайка по гаражу (от $270), чехлы (от $250), трейлер или прицеп для перевозки водного мотоцикла по суше(от $800).
Необходимо приобрести и спасательные жилеты (по одному на каждого пассажира). Фирменный жилет стоит от $75 -- в нем даже тот, кто не умеет плавать, будет фактически "стоять" в воде, как свечка.
Аквабайк не может передвигаться без масла (примерный расход 1:50 в соотношении с бензином). Говоря простым языком, при интенсивной эксплуатации, например при катании большой компании или сдаче водного мотоцикла в прокат, необходим 1 л масла в день (и, соответственно, 50 л бензина). Для скутеров Sea-Doo используется только минеральное или синтетическое масло Rotax-Bombardier, для Yamaha, Kawasaki -- TC-W3. Стоимость литра такого масла -- от $6. Чтобы предохранить двигатель от разрушения, необходимо использовать бензин с достаточно высоким октановым числом -- 92 и выше (указано в техдокументации на аппарат). Так что при интенсивном катании на масло и бензин придется тратить около $50 в день.
Помимо этого придется докупить две запасные свечи -- на случай, если имеющиеся выйдут из строя (стоимость комплекта -- от $5).
После морских катаний гидроцикл каждый раз необходимо промывать пресной водой. Стоимость специального промывочного шланга -- от $17, но для этих целей подходит и обыкновенный. Кроме того, можно приобрести специальное средство для защиты двигателя от соленой воды и коррозии. Стоимость такого "крема" -- от $10 за банку (ее хватает приблизительно на 20 дней). Не стоит забывать и о зиме -- хранении водного мотоцикла в спецпомещении ($1 в день), а также консервация и расконсервация ($200).
Почем аквабайк?
Общие расходы на гидроцикл
Оборудование Цена, $
Гидроцикл туристический, трехместный -10 000
Чехол - 250
Трейлер- 800
Подставка для передвижения по салону или гаражу - 270
Спасательные жилеты -225
Итого: 11 545
Почем катание на аквабайке?
Расходные материалы на летний сезон, 60 дней эксплуатации не менее 4--5 часов ежедневно:
Материал - стоимость, $
Масло (60 л) - 360
Промывочный шланг -17
Свечи (2 шт.) - 5
Антикоррозийная жидкость (2--3 банки) - 30
Бензин (3000 л) - 2580
Итого: 2992
Лыжню!
Большинство гидроциклов имеют достаточную мощность для буксировки воднолыжников, поэтому фанатам водно-моторного экстрима совсем нелишне приобрести и пару комплектов водных лыж ($150--1000). Новичкам проще брать лыжи напрокат: обычно клубы включают прокат лыж и обучение в стоимость катания -- около 150 грн. в час или 8--20 грн. в минуту. Освоить эту науку можно за 8--10 занятий.
При выборе водных лыж нужно исходить из того, что они должны гнуться, гася вибрацию при движении по воде. Лыжи с малой гибкостью называются "твердыми" -- они развивают скорость, но на них трудно поворачивать. Соответственно, у "мягких" лыж все наоборот. Начинающим воднолыжникам лучше выбирать именно "мягкие", так как они устойчивее на воде и легче в управлении. Специально для "чайников" разработаны, например, модели Blast и Excels от HO Sports (серия Escape). Длину лыж нужно подбирать в зависимости от веса спортсмена: 50 кг -- 155 см, 60 кг -- 160 (165) см, 70 кг -- 170 (175) см, 80 кг -- 180 (185) см при скорости буксировки 35--45 км/ч. Крепления -- ботинки с регулятором размера -- продаются вместе с лыжами. Они должны быть удобными и плотно обхватывать ногу. Самые простые крепления для прогулочных лыж изготовлены из мягкой резины, защищающей ноги от травм, стоят они $75.
Для катания также необходимы специальный спасательный жилет ($40--90), перчатки (от $20) и гидрокостюм из неопрена (от $80).
В роли буксировщика могут выступать и водный мотоцикл, и моторная лодка с подвесным мотором, и прогулочный катер. Лучше всего подходят катера со стационарным двигателем в 260--425 л.с., так как их корпус рассчитан на создание определенной формы волны и обеспечивает постоянную тягу. Стандартная длина буксировочного троса (или фала), за рукоятку которого держится лыжник, -- 23 м. Резиновая рукоятка фала должна быть мягкой, но на жесткой основе. "Продвинутые" лыжники покупают собственный буксировочный трос ($20--100).
Итого на увлечение водными лыжами придется единоразово потратить от $385 (без стоимости обучения).
Белеет парус одинокий
Для занятий виндсерфингом требуется открытая водная гладь, постоянный ветер и деньги. Снаряжение новичку вполне подойдет подержанное -- все равно оно очень скоро "убьется", и придется приобретать новое. "Бэушный" комплект (доска, парус, мачта, гик -- металлический или углепластиковый "обруч", посредством которого виндсерфер управляет парусом, и прочие принадлежности) обойдется всего в $800--1500 в зависимости от его возраста и состояния. В частности, парус можно купить с рук всего за $150, доску -- за $350, гик -- за $100, мачту -- за $100. Ясное дело, новое снаряжение стоит намного дороже: не менее $900--1700 за доску и $400--1000 за парус (в зависимости от конструкции, фирмы-производителя и предназначения). Итого минимум $1500 за комплект. В том случае, если снаряжение принадлежит к прошлогоднему модельному ряду, его можно купить со скидкой в 15--20%.
По возможности парус, когда он не используется по прямому назначению, должен быть защищен от солнечный лучей тентовой тканью, лучше -- со светоотражающей поверхностью. Если не позаботиться о парусе, то через 3 года пленка, из которой он изготовлен, становится очень ломкой и хрупкой. А если позаботиться, он прослужит 6--9 лет.
Новичкам лучше всего поначалу брать уроки виндсерфинга и арендовать снаряжение. Стоит аренда 60 грн. в час, а за 130 грн. можно заказать аренду оборудования вместе с услугами инструктора. За границей за недельный прокат доски придется отдать не мене $200. Начальный курс обучения (по 2 часа в течение 3 дней плюс 6 часов катания) стоит $180, ознакомительный урок (1 час) -- $55.
При покупке матчасти -- паруса, мачты и гика -- особое внимание следует обратить на мачту, так как ходовые свойства паруса на треть зависят именно от нее. Вторую треть ходовых свойств, по мнению экспертов, обеспечивают латы (жесткие прутья, обычно конической формы, которые придают правильный, стабильный профиль крылу), а последнюю треть -- само тело паруса. "Советую обратиться к специалисту, чтобы не было жаль потерянных времени и денег. Самое обидное заключается в том, что иногда понять проблему можно только спустя несколько лет, когда кто-нибудь из опытных виндсерфистов случайно подскажет", -- рассказывает мастер по виндсерфингу Александр Середкин.
На мировом рынке работают несколько десятков фирм, выпускающих снаряжение для виндсерфинга на любой вкус и цвет. Производители, специализирующиеся на изготовлении парусных досок, как правило, делают не очень хорошие паруса или не занимаются ими вообще, и наоборот. Тем ценнее совет эксперта при составлении "ансамбля".
Под доску и парус подбирается остальное оборудование: гик, мачта, удлинитель (регулирует размер по мачте -- $60) или мачтстакан, шарнир для крепежа паруса к доске (от $40), трапеционные шкотики (ими виндсерфер с помощью специального пояса прикрепляет себя к гику). Шверт ("плавник", вставляющийся в специальную прорезь в доске для придания большей устойчивости на курсе) обычно продается вместе с доской, а если нет, то"плавник" размером в 25--35 см можно купить за $60--100.
Для транспортировки снаряжения понадобится специальный багажник на крышу автомобиля и набор прочного крепежа -- все это обойдется в $500--750. Профессионалы советуют не покупать дешевые боксы, поскольку они могут не совладать с грузом.
Обязательно надо подумать и об одежде для катания на доске. Бороться с водной стихией помогут неопреновый гидрокостюм ($80) и спасательный жилет ($70), а также перчатки ($40) и резиновые боты ($60).
Итого на увлечение виндсерфингом придется потратить минимум $1500.
Евгений Пищулов, начальник коммерческого отдела оптовых продаж фирмы "Бриг ЛТД" (эксклюзивного дистрибьютора воднолыжного снаряжения Jobe):
-- Вейкбординг -- экстремальный вид спорта для тех, кого водными лыжами уже не удивишь. Это удивительная комбинация водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга -- сегодня популярное и очень модное летнее развлечение. В отличие от серфинга здесь не нужно море, ведь специальный катер, который вас буксирует, оставляет за собой волну, используемую как трамплин для прыжков и трюков. Старт -- из воды или пирса. Ощущения -- более яркие, возможностей для прыжков больше, чем на лыжах. Высокотехнологичное производство и применение современных пластиков позволяет обеспечивать легкость и комфорт ежегодно растущей армии фанатов вейкбординга. Большинство вейкбордов производят из того же пенополиуретана, что и водные лыжи. Снаружи пенополиуретановую основу покрывают композитом из стекловолокна или графита.
Новичкам советуем обратить внимание на уже готовые комплекты PACKAGE, в которые входят фал, крепления и сам вейкборд или лыжи, упакованные в сумку.
Обязательный элемент снаряжения -- спасательный жилет, который не даст вам утонуть и существенно снизит вероятность травмы.
Гидрокостюм делает вас независимым от погодных условий и значительно продлевает сезон катания. Подходят любые модели "мокрых" костюмов. В жаркую погоду наличие костюма необязательно, но с ним при падениях на живот или на бок неприятных ощущений будет значительно меньше.
Владимир Чемерис, зам.ген.директора компании ООО "Логос-Спорт-М"
-- Один из мировых лидеров производства гидроциклов -- компания Bombardier Recreation Products (BRP) -- представила в 2007 году восемь моделей ($11--21,9 тыс.) гидроциклов, причем три из них поставляются с двумя вариантами двигателя. Помимо этого, BRP в новом сезоне значительно улучшила эргономику почти всех своих моделей: используются более широкие рули с другим углом установки, новые сидения с поясничной поддержкой на моделях RXT, GTX, регулировка угла наклона руля на моделях RXT и GTX LTD. А модели GTX стали легче на 23 кг.
А вот и главная новость: модель, которую мы ждали несколько сезонов, - двухместный гидроцикл с мощностью двигателя 155 л.с. Ее выполнили в корпусе лидирующей в отрасли модели RXP. У нее агрессивный дизайн, используются все те же системы (за исключением VTS), что и у RXP 215 л.с., но цена ниже на 13 тыс. грн. Этим новости не ограничиваются -- на стендах салонов появилось много моделей, оснащенных специальными устройствами, позволяющими буксировать вейкбордиста (вейкбординг -новое модное увлечение, практически это комбинация водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга). Затраты на эксплуатацию зависят от интенсивности использования, но приблизительно они составляют $300--1000 за сезон. Для транспортировки гидроцикла рекомендую приобрести прицеп (например, EZ Loader - $1200), а также чехол ($290).
Источник: http://dengi-ua.com