Электромобиль для нас - вроде французского трюфеля: все о нем слышали, но мало кто видел, а уж тем более пробовал. Это и понятно: цены на "электрички" кусаются, а станций для зарядки в обозримом будущем не предвидится.
Что же делать людям, которые хотят стать первопроходцами экологического драйва? Насколько сложно эксплуатировать такую машину в наших условиях и получится ли сэкономить на бензине? Мы позаимствовали у компании "Нико", официального представителя Mitsubishi в Украине, электрическую крошку i-MiEV.
|
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ЗНАКОМСТВО
Задача проста: как обычно, съездить утром в офис, затем прокатиться за покупками, ну и попытаться выехать за город. Ничего сложного, если не считать того, что где-то нужно будет заряжаться. Да и знакомство с i-MiEV назначили на 20 декабря. Мороз, снега по колено… Что ж, тем интереснее эксперимент! Авто по размеру напоминает Smart, по дизайну - Mitsubishi Colt. Главное отличие от обычной тачки - вместо крышки бензобака розетка для адаптера, а под днищем - огромная батарея.
|
- В такую погоду на этой машинке еще никто не ездил, - присвистнул менеджер Виталий. - Колесики маленькие. Летом на одном заряде можно протянуть километров 140. А вот в мороз…
Тут Виталий сделал большую паузу.
- Печка, свет - хоть бы километров 70 протянуть. Аккумулятор - как в мобилке: литий-ион. На морозе разряжается. Если вдруг что, зовите на помощь!
На том и распрощались. Усаживаюсь в салон крошки… А она не такая уж и маленькая! И с моими 190 см роста - вполне ничего. Переключаю акселератор в положение драйв, давлю на газ. Машинка уверенно продавливает снег, хоть и пробуксовывает. В салоне ощущение - как в троллейбусе: слышно характерное завывание электродвигателя, но есть чувство, что авто плывет по шоссе. Фантастика!
За пару минут на морозе показания запаса хода упали вдвое. До дома всего-то 15 км, должно хватить… Но стоило включить печку, как мой запас энергии начал таять, как снег весной. 45… 35… 25 км… А проехал я всего 12. Тьфу ты. Не хватало застрять в городе! Выключаю печку, уж лучше плохо ехать в холоде, чем хорошо идти по морозу.
ДЕНЬ ВТОРОЙ: ТРУДНОСТИ ЗАРЯДА
Утро пятницы. Время ехать на работу. К офису всего 8 км, а в "баке" остаток вольт на 23 км, это если не включать отопление и свет. Но ведь на улице минус 17, не мешало бы "подлить" пару десятков вольт. Но где ж их взять? С одной стороны, все просто: вставил вилку в розетку - и всего делов. Но живу я на пятом этаже, удлинителем до балкона явно не дотянуться. Гаража у меня нет. Просить соседей снизу? Эх, была не была. Поеду.
Уже спустя 2 км от дыхания запотели окна. Пришлось включить на минимальный обдув. Ёшкин кот! Не успела машина прогреться, как заряда осталось всего на 10 км. С такими темпами мне машину придется толкать.
|
Натягиваю шапку на уши, варежки на руки и снова экономлю.
На улице на мою i-MiEV все пялятся, как на суперкар. Стоило притормозить на светофоре, как со мной поравнялась белая Skoda спецподразделения ГАИ "Кобра". Офицеры просят опустить окно.
- А она что, на электричестве? - с удивлением спрашивает инспектор.
- Ну не на варенье же, - отвечаю. - Вот вы в пробке, бензин жжете. А я экономлю. О природе забочусь.
- И сколько такая забота стоит? - интересуется.
- 50 тысяч долларов.
Инспектор делает круглые глаза.
- Ну-ну, экономь дальше! - присвистнул гаишник и укатил.
К офису я добрался. В "баке" заряда - на 8 км. Нужно заправиться. Но снова же - где найти розетку? Ближайшая в фойе, переноской не дотянуться. Пришлось просить завхоза подключить меня к щитовой.
- А что заряжать будешь? Машину? Да ладно, - недоверчиво спрашивает. Но, заприметив адаптер и вилку в "бензобаке", согласился. Переноску взяли самую обычную. Подключили. Да только вот уже спустя три часа адаптер выключился.
- …! Да ты мне чуть дом не сжег! - выругался электрик. - Вилка расплавилась и провод обгорел.
Хорошо, что не закончилось пожаром.
Предусмотрительно подключаем авто к 100-амперному автомату. Так надежнее. Как говорится, надумали покупать электрокар, возьмите промышленную переноску. Пригодится. Необходимых 16 ампер простая переноска может и не выдержать. За 6 часов батарейка полностью возобновилась. При этом электричества было потрачено гривен на 5. Экономно!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ХОЧЕШЬ ЗАПРАВИТЬ - ПЛАТИ
Суббота. Морозная, но ясная погода. В планах у меня - выезд за город. Цифры на дисплее радуют, остаток заряда 120 км. Держим путь в сторону Житомира. По чистой трассе i-MiEV бежит, как спорткар: быстро, мягко, динамично и главное - тихо. Одна проблема: за городской чертой стало страшновато - а вдруг закончится энергия? Будь я на простой машине, попросил бы литр дотянуть до заправки, а здесь как?
Спустя 25 км езды на экране показатели уменьшились до отметки 62. Если не зло-употреблять отеплителем и резко не давить на газ, можно не волноваться. А вот и заправка. Притормаживаю у бензоколонки. К машинке подбегает заправщик.
- Вам какого?
- Мне бы 220 до полного, - шучу.
Заправщик в недоумении.
- Мне розетку надо, иначе домой не доеду, - сгущаю краски. - Поможешь?
Мужчина задумался и пошел советоваться с напарником.
- Короче, давай двадцатку и подключайся к розетке для холодильников.
Послушно достаю адаптер. Подключаюсь. Правда, заряжаться мне разрешили всего 2 часа.
|
- А что ты хотел, за двадцатку целый день стоять? - удивился заправщик.
Перед тем как вернуться в город, заезжаю в поселок. Цель - спасительная розетка.
- Хозяева, прикурить не найдется? - кричу через забор.
В калитке появляется старушка.
- Мне бы машину зарядить, розеточкой не поделитесь? - прошу бабульку.
- Какую машину? Ты мне, сынок, зубы не заговаривай, думаешь, если бабушка старенькая, можно над ней шутить.
Едем дальше. Мужчина лет 60-ти убирает снег во дворе. Обращаемся.
- Машину? А кто за электроэнергию платить будет? Уедешь, а мне завтра придет квитанция на всю пенсию. Да и проводка у меня старая. Дом спалишь.
Удача улыбнулась только с третьей попытки. Молодая девушка без лишних вопросов вынесла офисный удлинитель.
- На чай не приглашаю, а машину заряжайте сколько хотите.
|
ТТХ i-MiEV
- Скорость - 140 км/ч
- Заряд - 140 км (в идеальных условиях)
- Разгон с 0 до 80 км/ч - 10,6 с
- Мощность - 64 л. с.
- Батарея литий-ион емкостью 16 КВт/ч
- Стоимость - 50 тыс. у. е.