Народный депутат Игорь Рыбаков: "Создание единого налогового мегарегулятора будет способствовать уменьшению коррупции в стране"

Создание единого Министерства доходов и сборов в результате слияния Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы стало едва ли не главным нововведением в структуре правительства.

Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Игорь Рыбаков считает, что единая таможенно-налоговая структура поспособствует снижению фискального давления на бизнес.

Естественно, возникает немало вопросов о возможных последствиях такого шага президента. Ведь речь идет о двух основных бюджетообразующих службах государства. На некоторые из них дает ответ народный депутат Украины, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Игорь РЫБАКОВ.

НОВАЯ СТУПЕНЬ

- Игорь Александрович, вы человек для таможни не чужой, много лет возглавляли межфракционное депутатское объединение "Контрабанде - стоп!", принимали участие в разработке Таможенного кодекса, налаживали связи между Верховной Радой и Гостаможней. А теперь таможенная служба больше не будет самостоятельной структурой. Как вы относитесь к этому?

- Начнем с того, что именно таможня как давала, так и будет давать "добро" на перемещение материальных ценностей через государственную границу Украины. Здесь работают высококвалифицированные специалисты с уникальными знаниями и умениями. Таким кадровым потенциалом никто разбрасываться не собирается. Таможенники по-прежнему будут контролировать, досматривать, оценивать грузы на границе, бороться с контрабандой, которая лишает наш бюджет ежегодно миллиардов долларов.

Так что таможня никуда не денется. Скорее, в структуре нового Министерства доходов и сборов она поднимется на новую ступень развития в организационном, функцио­нальном, идеологическом аспекте. Ведь теперь будет единое фискальное планирование (что особенно важно - и долгосрочное), учет и контроль, соблюдение безопасности.

Представители и деловой, и экспертной среды ожидают, что единая таможенно-налоговая структура поспособствует снижению фискального давления на бизнес, упрощению процедуры общения и взаимодействия с органами власти, повышению самостоятельности и ответственности фискальных органов, качества фискального администрирования.

- Кстати, некоторые обозреватели уже окрестили новое министерство "министерством бабла…"

- Собственно, что в этом плохого? Через налоговую и таможню действительно идут основные поступления средств в государственный бюджет. И обе эти структуры намного более родственны и близки друг другу, чем это может показаться.

Позволю себе цитату: "Есть два государственных органа - таможня и налоговая. Чем они отличаются? Оба собирают налоги. Только один собирает на границе, а другой - внутри Украины. Но налоги связаны. Появляется вопрос: а зачем нам два налоговых органа?"

Это из не такого уж давнего интервью Виктора Пинзеника, экс-министра финансов, а ныне оппозиционного депутата от фракции "УДАР", которого никак не заподозришь в симпатиях к действующей власти и правительству. Так что концептуальные преимущества объединения двух служб признают даже оппозиционеры. Это редкий случай, ведь у оппозиции работа такая - критиковать экономическую политику власти.

Не секрет: у налоговой и таможенной служб бывали межведомственные конфликты. Они касались ввозного НДС, налоговых векселей, импорта подакцизных товаров, других случаев, когда стороны боролись за перекрещивающиеся функции. Полномочия были нечетко разграничены законами и подзаконными актами.

Так что можно только приветствовать, если новое министерство соберет больше денег, чем две прежние структуры по отдельности. Ведь дополнительные бюджетные средства помогут если не победить, то уменьшить такое социальное зло, как бедность и социальная незащищенность.

НЕ СТОИТ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

- Откуда у вас такой оптимизм относительно способности новосозданного министерства, как говорят чиновники, "нарастить показатели"?

- Во-первых, международный опыт. Объединение фискальных служб в свое время провели Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Аргентина, Бразилия, Канада, страны Балтии, Грузия и Армения. И практически всюду это приводило к увеличению сбора налогов и пошлин. Так, в Великобритании в 2005 году была создана единая Королевская служба налогов, сборов и таможни. После этого поступления в бюджет выросли и составили на сегодня третью статью доходов в государстве (12,4%).

В частности, единая информационная база не позволит проводить импортерам так называемую оптимизацию доходов по известной схеме, когда товар ввозят по низкой цене и платят соответствующий низкий налог. А потом выбрасывают на прилавки с накруткой в 5, а то и в 10 раз. И лишают бюджет огромных денег. Теперь все эти "фокусы" будут отслеживаться в пределах одного министерства, цифры о ценах и налогах будут стекаться в одно место.

К тому же координация внутреннего и внешнего налогообложения способствует улучшению инвестиционного климата и привлечению дополнительных инвестиций в страну.

Во-вторых, как считают эксперты, создание единого налогового мегарегулятора будет способствовать уменьшению коррупции, которая зачастую возникала вследствие конфликта интересов двух госструктур. В этом плане положительный опыт продемонстрировала Грузия.

В-третьих, создаются условия для сокращения бюджетных расходов на содержание фискальных структур. В 2011-м на это шло свыше шести миллиардов гривен, при этом в таможенных органах работают 18,2 тыс. человек, в налоговых - 62,2 тысячи. После объединения наверняка произойдет оптимизация структуры.

-Как отразится это слияние на отечественном бизнесе?

- Здесь прогнозы однозначно оптимистичные. Как я уже говорил, ожидается значительное снижение фискального давления на бизнес. Это облегчит работу многих субъектов предпринимательской деятельности. Поменьше станет бюрократии, а оформление документов ускорится после создания единой базы данных. Не нужно будет бизнесменам брать отдельных справок у налоговиков, а потом отдавать их таможенникам, поэтому на границе товары будут оформлять быстрее.

Правда, для любителей уходить от уплаты налогов хороших новостей не будет. Теперь выявлять их будет значительно легче. Так что советую всем вести свои финансовые дела в новом, 2013 году честно и открыто.