Вчера процесс банкротства начала компания "Донбассаэро", входящая в альянс "Украинская авиационная группа", контролирующий, по оценкам "Википедии", 60 процентов авиарынка Украины. Еще две авиакомпании из того же альянса - "Аэросвит" и "Днипроавиа" - вывесили белый флаг раньше.
Конечно, свято место пусто не бывает - другие перевозчики подключаются к маршрутам, опустевшим после отмены рейсов "Аэросвита" и двух других банкротящихся структур. Но есть нюансы.
- Наши сотрудники часто летают в Варшаву, - рассказали нам в одной из украинских компаний. - После отмены рейса "Аэросвита" по маршруту Киев - Варшава польский LOT существенно повысил цены на билеты.
Основной конкурент "Аэросвита" - компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) тоже получила часть его рейсов. Сейчас это называется "мероприятиями по стабилизации рынка". Но не исключено, что компания и дальше будет выполнять рейсы из Киева в Прагу, Баку, Астану и Тбилиси на своих воздушных судах. А с весны получит еще ряд рейсов.
- С 31 марта будут открыты новые ежедневные рейсы из Киева в Варшаву, Калининград, Вильнюс и Прагу, - сообщили в МАУ. - В начале апреля МАУ начнет полеты в Стокгольм, Копенгаген, Афины.
Для этого перевозчик расширяет свой воздушный флот, получая контроль над бывшими самолетами, которые работали на "Аэросвит".
- Мы пополняем свой флот двумя самолетами "Боинг 737-800", - рассказали в компании МАУ. - Их авиакомпания получает на условиях операционного лизинга сроком на 12 лет у европейской лизинговой компании. Ранее эти воздушные суда находились в эксплуатации у авиакомпании "Аэросвит".
Однако, как заявили в Гос-авиаслужбе, рейсы "Аэросвита" не сможет взять на себя какой-то один перевозчик. И вопросов здесь больше, чем ответов.
- Решение по предоставлению направлений "Аэросвита" другим компаниям будет принимать специальная комиссия, - сообщил глава Гос-авиаслужбы Анатолий Колесник.
По его словам, с началом летнего расписания "Аэросвит" может восстановить около 90 процентов своих рейсов. Чиновник выразил надежду, что в течение двух месяцев будет наведен порядок в украинском небе.
Эксперты, опрошенные "Комсомолкой", говорят о том, что в Украину нужно допускать иностранных перевозчиков, не создавая нового монополиста в отечественном авиапроме.
Да и "Аэросвит" еще рано списывать со счетов. Компания выполняет внутренние рейсы и обещает продолжить обслуживание дальнемагистральных маршрутов в Пекин, Нью-Йорк, Хошимин, Бангкок и Гоа.
СПРАВКА "КП"
По данным Госавиаслужбы, в прошлом году авиаперевозки пассажиров на регулярной основе между Украиной и странами мира в отчетном периоде осуществляли 11 отечественных и 51 иностранная авиакомпании. Внутренние регулярные пассажирские перевозки выполняли 10 авиакомпаний.
ДЕНЕЖКИ
Что творится с ценами
- На тех направлениях, которые обслуживал "Аэросвит" совместно с другими компаниями, скачка цен на билеты не наблюдается, - заверила "КП" менеджер по продажам Авиаагентства SVIT.AERO. - Дело в том, что цены "Аэросвита" были выше, чем у конкурентов. Например, на рейс в Стамбул и обратно "Турецкие Авиалинии" сейчас предлагают билеты по 850 гривен, у наших компаний цены были свыше 1000 гривен. Или рейс в Тель-Авив и обратно нашими авиалиниями стоил около 2800 грн., тогда как иностранцы возят за 2200 грн.
Что касается ситуации с рейсом Киев - Варшава, то уже, когда перестал летать "Аэросвит", можно было купить билет туда и обратно на рейсы LOT за 650 грн. Но сейчас из-за нехватки рейсов самые дешевые билеты выкупают быстро и остаются только дорогие. Вот и кажется, что билеты подорожали. Хотя мы видим, что тарифы не менялись.
КСТАТИ
Небо без альтернатив
Определенная категория пассажиров, что называется, "живет в небе". Например, топ-менеджеры компаний с филиалами в разных городах страны. Утром им надо быть в Донецке или Львове, вечером в Киеве. Альтернатив полетам для них нет: поездом долго, автомобилем - тоже долго, а еще утомительно и опасно на наших дорогах, которые в этом году с рекордной скоростью разваливаются из-за морозов и снегопадов. Так что возникшие сложности, пусть не для всех, но для целых категорий украинцев - проблема очень существенная.
Кстати, статистика это косвенным образом подтверждает: поезда альтернативой не стали:
- Мы не увидели наплыва пассажиров, поэтому не увеличивали количество рейсов, - заявили нам в пресс-службе ведомства. - По нашим данным, пассажиропоток существенно не изменялся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.