Каждый раз, когда под парламентским куполом заходит разговор о внедрении "сенсорной кнопки", призванной обеспечить персональное голосование, кто-то поднимает тему опасности нововведения для здоровья нардепов. В этот раз о таинственном излучении, не позволяющем голосовать "за" кнопку, заговорил Николай Томенко – он иронично "прошелся" по парламентским оппонентам, которые-де переживают за свое мужское здоровье.
"КП" расспросила разработчика системы "Рада-3" и пресловутой сенсорной кнопки о том, насколько вредно излучение, выделяемое оборудованием для голосования.
- Анатолий Алексеевич, устраивали ли проверку системы на излучение?
- Депутаты прекрасно знают, что с точки зрения контроля (за мощностью излучения техники – авт.) все условия выдержаны. Все проверялось, и не раз – депутатам передавали всю документацию о безопасности "сенсорной кнопки". Она полностью соответствует стандартам, поскольку ее параметры намного ниже допустимых пределов. Главные контрольные замеры делались, когда система только сдавалась в эксплуатацию – но у депутатов это все равно "больной" вопрос…
- Он возникает с периодичностью в год, как думаете, почему?
- Политический аспект, не иначе. Ведь под куполом заседают эрудированные, уважаемые люди! Да и у общества уже прошел этап развития, когда люди были далекими от техники. Депутаты ездят на лифте, пользуются холодильником, телефоном. Вы, чтобы позвонить мне, нажали 7 кнопок - разве это означает, что ваш звонок опасен для здоровья?
- Как часто проверяют оборудование?
- Каждый раз перед началом сессии Раду-3 "прогоняют" в нескольких режимах, проверяют на работоспособность. Прошлое тестирование состоялось в начале декабря, когда начинал работать новый созыв. Да мы не имеем права выходить на работу, не проверив всю систему.
- Есть ли гарантия безотказной работы?
- Это для меня сейчас самый больной вопрос. Гарантия на систему - 10 лет, это срок физического износа элементной базы. А третья "Рада" работает уже 13 лет. Она может отказать, это неминуемо произойдет, вопрос только в том, случится это через 3 года или через 2 дня. Вопрос о замене системы должен стоять уже "во весь голос" - иначе Раде придется голосовать руками.
- Не ломается ли сенсорная кнопка во время "вынужденного простоя"? Депутаты ведь не раз засовывали в слоты для своих карточек жвачки, мелочь, деревяшки...
- Нет, что вы. Работоспособность сенсора постоянно проверяется. И если кнопки горят красным, они готовы к работе.
- Некоторые депутаты утверждают, что сенсор можно включить всего за 7 секунд, это так?
- Ну, этого мало, конечно. Переключение систем займет больше - несколько минут, во всяком случае, потратить придется. Но это и не "час-два" (о которых говорилось раньше – авт.)
- Потребуются ли дополнительные траты? Придется ли менять депутатские карточки, к примеру?
- Совершенно никаких затрат не нужно, все готово к работе. Раде достаточно лишь принять решение о переходе на новый режим голосования, затем техники переключат систему в новый режим – и можно голосовать.