Около года назад в мэрии появилась горячая линия, по которой граждане могут пожаловаться на жульничество и вымогательство одесских чиновников. Мы решили узнать, на кого и на что в основном сетуют одесситы.
По "горячему" телефону мэра чаще всего люди сообщают о коррупции в судах и жалуются на неоперативные действия милиции. Звонящие, не опасаясь, выкладывают всю подноготную, называют фамилии и суммы, ведь их персональные данные остаются тайной за семью печатями. Помощники градоначальника заверяют, что все сообщения о поборах проверяют и тут же принимают меры.
Впрочем, лишь половина входящих звонков касается взяточничества.
– Нам рассказывают о бытовых вопросах по типу "нет света, тепла и воды", – рассказали консультанты горячей линии. – А однажды женщина звонит и заявляет: "В квартире завелись гигантские тараканы!".
Оказывается, одесситы просто не знают, куда им обратиться со своими проблемами. Поэтому иногда звонят не по адресу, чем ставят в неловкое положение сотрудников горсовета.
– Несколько раз возмущенные жители по телефону требовали транслировать в эфире местного телеканала московские новости, причем восемь часов подряд, – говорит начальник отдела по связям со СМИ горсовета Наталья Мальцева. – Просьбу пояснили желанием отстоять право на русский язык.
Без очереди принимают только погорельцев
Кстати, попасть на прием к городскому голове в этом году сложнее, чем обычно. Часы общения с мэром сократили вдвое. Теперь Алексей Костусев будет встречаться с одесситами раз в месяц. Он примет тех, кому помочь больше некому, будь то ветераны войны или нуждающиеся в срочной операции. Замы по-прежнему готовы выслушивать проблемы горожан дважды в месяц. В департаменте по обращениям граждан отмечают, что чаще всего одесситы жаждут поговорить о завалах и протекающих крышах – за них отвечает вице-мэр по вопросам городского хозяйства Анатолий Орловский.
– Успеваю принять не больше десяти человек за день, хотя желающих сотни, – рассказывает чиновник. – Ремонтные дела ведомство решает около двух недель – если работы не требуют серьезных финансовых затрат. А вот курирование капитального ремонта может затянуться от двух месяцев до года.
Нередко одесситы хотят встретиться со специалистами юридического департамента – в основном просят вмешаться в судебные тяжбы и помочь разрешить земельные споры. В свою очередь, эксперты напоминают: настаивать на правовой консультации муниципальных работников можно лишь в том случае, если горсовет выступает в деле третьим лицом. Популярностью пользуется и вице-мэр по гуманитарным вопросам Елена Павлова – к ней идут с претензиями в области культуры и образования, а также жалуются на злободневные социальные проблемы.
Совет бывалого
Если городские управленцы скажут "да", возьмите на встречу паспорт, не то руководство может не признать в вас просителя. А "профи" в общении с чиновниками рекомендуют со всей ответственностью подойти к "свиданию" с должностным лицом.
– Накануне проштудируйте биографию чиновника, к которому собираетесь пойти, – советует 70-летняя одесситка Тамара Всеволодовна, имеющая немалый опыт в хождении по госкабинетам. – В начале разговора упомяните то хорошее, что слышали о руководителе. А после переходите к сути беседы.
Пенсионерка уверена: чтобы просьба была убедительной, нужно грамотно ее обосновать. А чем больше справок, отписок и прочих документов вы соберете, тем лучше. Не менее важен внешний вид – свежевымытая голова и аккуратная одежда, считает Тамара Всеволодовна. А главное, говорит одесситка, забудьте про золото и вещи "от-кутюр", выглядеть нужно опрятно, но скромно.