Владимир Сосюра любил романтические встречи на кладбище

По случаю 115-летнего юбилея украинского поэта "Комсомолка" выяснила, что Дон Жуан украинской литературы имел самые большие гонорары, спускал деньги в цыганском таборе, а его сына воспитал Антон Макаренко.

Сосюра (крайний справа) чудом избежал сталинских репрессий - пересидел их в психлечебнице, при этом однозначного мнения, был ли поэт болен, нет до сих пор. Фото Харьковский литературный музей

Популярность у женщин предсказал оракул
 
С Харьковом поэта Владимира Сосюру, известного каждому школьнику, связывает многое. Здесь уроженец Дебальцево, выросший в Лисичанске, хотя и недолго ходил в школу. И вместе с одноклассниками впервые увидел "живые картинки" в кинотеатре. После гражданской войны, во время которой Сосюра воевал сначала под флагами гетмана Скоропадского и Семена Петлюры, затем – на стороне большевиков, он снова приехал в Харьков. И именно тут к нему пришла слава поэта.
- Его любовные стихи девушки декламировали, а парни переписывали в письмах, - вспоминает о Сосюре сын драматурга Николая Кулиша Владимир. Интерес к поэту  подогревали и легенды о его многочисленных любовных приключениях. Сам  Владимир Сосюра без ложной скромности назвал себя Дон Жуаном в автобиографическом романе "Третья Рота". И детально рассказал о многих, пусть и не всех своих романах. А еще наивно признался, что к любвеобильности были  психологические предпосылки: 12-летним мальчишкой он гадал на оракуле, и тот предсказал Владимиру: его будут любить женщины. Впрочем, оракул не промахнулся. Еще подростком Сосюра не знал отбоя от лисичанских барышень, а уж после гражданской войны женщины признавались поэту, что у него "одухотворенное лицо бандита".
Как-то студентом Владимир влюбился в свою сокурсницу, кареглазую красавицу Наталью Забилу, впоследствии известную детскую поэтессу. И, не раздумывая, позвал девушку на свидание ночью и на кладбище – так было модно в те годы. Но барышня на встречу не пришла, о приглашении рассказала мужу – поэту Саве Божно, и тот с другом сам надумал пойти на свидание. Правда, в последний  момент передумал, испугавшись, что у бывшего вояки может оказаться оружие.
Свою будущую супругу Веру Берзину (ей поэт посвятил хрестоматийное стихотворение "Так никто не любил") на первое свидание Сосюра тоже позвал на кладбище. Молодые люди общались, и вдруг в шаге от них рабочие стали рыть могилу. "Наверно, и счастье наше ляжет в могилу", - подумал тогда поэт. Как в воду глядел.
 
Имел самые большие гонорары и жил без мебели
 
В 1930 году Владимир Сосюра вместе с женой Верой Берзиной и двумя сыновьями въехал в трехкомнатную квартиру в кооперативный литераторский дом "Слово". А уже спустя год туда же привез из Сталино (так в те годы назвался Донецк) и вторую супругу, балерину Марию Данилову. "Это была обычная мещаночка, простая "глупая гусыня", которая кроме материальных выгод в том браке ничего не видела. Но она просчиталась. Так, как жили Сосюры, никто в доме "Слово" не жил. Мебели в квартире не было в принципе. Семья спала покотом на полу. Ссоры и ругань в семье Сосюры были ежедневным явлением. Не раз выходил Володя с подбитым глазом и просил у нас, мальчишек, занять 15 копеек на автобус, мол, он нервный и трамваем ехать не может", - вспоминает Владимир Кулиш, сосед поэта. Он отмечает, что Сосюра занимал деньги даже у дворника Акима и дарил в знак благодарности свои стихи. Правда, Аким поэзию отправлял в костер.
"У Сосюры были едва ли не самые большие среди всех украинских писателей гонорары, но он никогда не имел денег – все уходило на гулянки", - пишет Владимир Кулиш. К примеру, премии только за одну поэму "1917" хватило на покупку меховой шубы – об этом в "Третьей Роте" вскользь упоминает сам Сосюра.
- Владимир Сосюра как-то получил оплату за очередной сборник стихов, а это были очень хорошие деньги. И сразу же из издательства он спешил на Южный вокзал, садился в поезд и ехал в Одессу. Там у него был знакомый цыганский табор, и пока он все деньги за сборник не пропивал, в Харьков не возвращался, - рассказал "Комсомолке" доцент кафедры истории украинской литературы ХНУ  им. Каразина Михаил Сподарец.
Очевидно, Мария Данилова, которую поэт назвал своим "синеглазым счастьем и горем", не была в восторге от стиля жизни мужа.
- Сосюра как-то пожаловался друзьям, что супруга в истерическом припадке порвала его стихи и порезала галстуки, а хороший галстук в те годы был большим дефицитом, - отметил Михаил Сподарец.
 
Сбегал из Сабуровой дачи
 
В 1933 году в доме "Слово" начались репрессии. Владимир Сосюра чудом пережил их: его насильно отправили в старейшую психлечебницу страны - Сабурову дачу. Там поэт поругался с врачами и подрался с санитарами. А спустя несколько дней и вовсе сбежал с Сабуровой дачи. Все пациенты были одеты в белье, халаты и тапочки. А Владимир Сосюра попросил профессора вернуть ему личную одежду. "Сумасшедшие сбегали, как правило, через дыры в заборе… А я прошел мимо проходной через ворота, и меня санитар пропустил, решив, что я сотрудник", - вспоминал поэт.
"Были ли его частые припадки сумасшествия, с которыми он обычно попадал на Сабурову дачу перед партийной чисткой, маской, не знаю. Одни объясняли это  симуляцией, другие считали, что партия сквозь пальцы смотрит на неизлечимого пьяницу", - размышляет Владимир Кулиш.
- Существует несколько версий: либо у Владимира Сосюры действительно было психическое расстройство, либо он на Сабуровой даче пересидел репрессии, - отмечает Сподарец.
Позже, в Киеве, Владимир Сосюра, исключенный из партии и лишенный возможности публиковаться, написал письмо Иосифу Сталину со словами "Ты мое единственное спасение и прибежище. Отец! Спаси меня!!!". Жена вложила в послание справку от психиатра. Ответ "Восстановить в партии. Лечить"  кардинально изменил жизнь поэта.
А вот супруге Сосюры ареста избежать не удалось. В 1948 году ее арестовали – за якобы разглашение государственной тайны – и осудили на шесть лет.
- Мария Данилова скорее всего вынуждена была следить. НКВД завербовало – а там же не нельзя было отказаться от сотрудничества. Но, очевидно, компрометирующих сведений о муже она не давала, потому что против Сосюры ничего не возбуждали, - комментирует Михаил Сподарец.
 
Кстати
Сына поэта воспитывал Макаренко
 
Первая любовь Владимира Сосюры Дуся Фоменко из Лисичанска, с которой у поэта три года были отношения, отдала их ребенка в детский дом, рассказал "Комсомолке" Михаил Сподарец.
- В 1933 году первая супруга поэта Вера Берзина не имела средств, чтобы прокормить двоих сыновей. И старший Олег Сосюра оказался в коммуне им. Феликса Дзержинского, которой руководил Антон Макаренко. Там из него сделали человека – Олег получил военное образование, воевал, дослужился до генерал-майора и стал доктором технических наук, профессором Академии генштаба в Москве. Со своим сыном Сосюра встретился только в 1943 году на фронте. А Николай стал капитаном первого ранга Тихоокеанского морского флота.