В пролете: почему из-за проблем "Аэросвита" страдают пассажиры

Некоторые пассажиры разорившейся компании "Аэросвит" уже не первый день живут в главном аэропорту столицы, ожидая своих рейсов.

Фото: Артем СЛИПАЧУК.

Каждый день отменяются все новые - вчера не было самолетов на Москву, Ташкент, Тель-Авив и многие другие города. В аэропорту ожидали увидеть бойню. Но нет - тихо. Слишком тихо. 

- Мы уже выдохлись, - говорит Мубарет Гулямова. - Должны были вылететь в Ташкент еще 5 января. И с тех пор живем в аэропорту.

- Четвертый день? 

- Да. Гостиницу нам не дают. Ночуем прямо здесь, спим по очереди. Один спит - другой сторожит вещи. 

Вещей у узбеков - уйма. Летели домой с пересадкой из Москвы, с заработком, со всем скарбом - и одеяла, и даже чайник электрический есть… 

- Мы его кипятим - чай пьем, заварка есть, - грустно улыбается Мубарет и тут же предлагает чаю. 

Говорит, с рейса осталось еще человек десять. 

- Остальные улетели. Авиакомпания предложила их "подбросить" до Алма-Аты, а там они должны за свой счет добираться до Ташкента, - говорит Мубарет. - Но это еще 200 долларов. А у меня нет лишних денег, буду ждать.

Но ждать надо чутко - иначе останешься голодным. 

- Два раза в день представители авиакомпании выносят в терминал еду в судочках - бортовое питание, - говорит гражданин Израиля Артем Кричевский, который третьи сутки хочет улететь в Израиль. - В какой части терминала они появятся - загадка. Мы караулим, потом начинается свалка. Надо успеть урвать свой судок, пока вьетнамцы не сбежались…

- Они наглее? 

- Их кормят в первую очередь, потому что они меньше всего жалуются и шумят. А евреев - в последнюю! Нам заявили, что мы получим, 

"если что-то останется". Как вам такое? Это ж беспредел… Притом беспредел сразу по многим пунктам: нет гостиницы, сдать билет - нельзя, не принимают, получить какую-то информация невозможно - представители авиакомпании не выходят "в массы". 

- Лично я буду голодать, - подключается гражданка Швейцарии Лариса Бударова, она вторые сутки хочет вылететь в Цюрих. - Конечно, тут всем плевать - даже если умру, но, может, в Швейцарии меня увидят по ТВ. И вышлют самолет! 

- Вы лучше ешьте - неизвестно еще, сколько сидеть, - запальчиво советует какой-то мужчина, прислушавшись к разговору. - Мы вот только что прилетели из Хошимина (Вьетнам), еле выбрались. Просидели в "стерильной зоне" сутки: с детьми, стариками, без еды и воды. Стали уже орать - громить стойки. Вышел представитель авиакомпании. Говорит: хотите улететь - соберите 50 тысяч долларов. Оплатим керосин, заправимся - полетим.

Мубарет Гулямова уже какой день поит чаем товарищей по несчастью. Фото: Артем Слепачук. 

- А вы?

- А мы так одурели, что стали сбрасываться. Насобирали уже 15 тысяч долларов, потом плюнули: с какой стати? Кто нам возместит? 

- И как же улетели?

- А как в 90-е. Прилетел борт, и пилот в пакете привез наличку. Отдал кому надо, и наш самолет заправили. Повезло… 

Впрочем, везет тому, кто сам себя везет. У компании не хватает денег не только на керосин, не хватает самолетов. Потому на один борт претендуют пассажиры сразу из десятка городов. Потому в "стерильной зоне" периодически случается бойня.

- Сейчас прилетел самолет, на него претендовали пассажиры из Симферополя, Одессы и Донецка, - говорит одна из "жительниц" аэропорта Ольга. - Но крымчане не растерялись - взяли в заложники женщину, что отрывает корешки на билетах. Окружили и заставили звонить руководству. Она расплакалась, убежала. Но рацию забыла - они ее схватили, стали вызывать руководство. 

И стало ясно - этот борт летит в Симферополь. Жители Донецка и Одессы вышли из "стерильной зоны". Они сдались - плюнули на потерянные деньги за билеты, покупают новые - на поезда или самолеты других авиакомпаний. А что делать? Можно, конечно, неделю жить в аэропорту и "охотиться" за кормежкой, но такое унижение не каждый выдержит. Вот и выходит, что внешне в аэропорту вроде все спокойно. 

Но настоящие мученики уже так измучились, что не бунтуют. 

Видео: пользователя VLADIMIR ELEFTHERIADIS

В ТЕМУ 

Пять наивных вопросов о банкротстве "Аэросвита"

Рассчитывать на то, что вернут деньги за билет на отмененный рейс, вряд ли приходится. Фото: Артем Слепачук.

Неприятный предновогодний подарок от крупнейшего авиаперевозчика страны: "Аэросвит" объявил о начале процедуры банкротства. Вскоре начались отмены рейсов этой авиакомпании, тысячи пассажиров не смогли вылететь на отдых за границу и, что еще хуже, вернуться домой. То же самое - с внутренними рейсами. Что и говорить, новость наделала шуму - отсюда и вопросы, составленные "КП". 

1. Авиакомпания уже не работает? 

Работает. И банкротом пока не объявлена. Она лишь составила заявление в суд с просьбой возбудить дело о банкротстве. Пока дело не рассмотрено по существу, авиакомпания должна работать в обычном режиме. Тем не менее в полетах начались перебои. Только вчера не состоялось 17 внутренних и международных рейсов. В "Аэросвите" это объясняют так:

"Решение аэропортов и хендлинговых компаний было спровоцировано искаженной информацией в ряде интернет-изданий о якобы признании "Аэросвита" банкротом. Контрагенты, согласно их запросам, опасались прекращения украинским перевозчиком оперирования и расчетов за предоставленное обслуживание", - говорится в сообщении пресс-службы компании.

2. Нормальна ли такая ситуация с точки зрения мировой практики?

- Отмена 15-20 рейсов ежедневно - это фактически транспортный коллапс для украинской авиации, - говорит главный редактор издания "Авиация Украины" Виктор Портников. - К сожалению, процедура банкротства "Аэросвита" отличается от той, которая принята в цивилизованном мире. Там пассажиров предупреждают об отмене рейсов заранее, предлагают им альтернативные вылеты другими компаниями, платят компенсации в случае отмены рейсов, у нас же людей попросту забывают в аэропортах. По идее в ситуацию должно было бы вмешаться государство, но этого пока не происходит.

3. Что делать, если билет уже на руках или вы застряли в аэропорту? 

Увы, единственное, что вы сейчас можете сделать - получить заблаговременно информацию о том, состоится ли рейс, которым вы собираетесь воспользоваться. Или же пора покупать билеты другого перевозчика. 

- Звоните в колл-центр компании или заходите на сайт аэропорта, откуда должен быть вылет, - рассказали нам в пресс-службе аэропорта "Борисполь". - Вся информация об отмененных или задержанных рейсах должна быть представлена там.

Если вы застряли в аэропорту из-за отмены рейса перевозчика, придется раскошеливаться на новый билет. 

- Если же у вас нет денег, то следует обратиться за поддержкой в украинское консульство или посольство, - советует юрист Михаил Юмашев. - А разбираться с компанией и требовать компенсации удобнее будет уже дома.

4. Кто будет перевозить пассажиров по маршрутам разорившейся компании?

Сценарий пока что один. Скорее всего, авиакомпания уступит свои рейсы конкурентам. Кстати, еще до объявления о возможном банкротстве специализированные СМИ писали, что "Аэросвит" может отдать некоторые рейсы "Международным авиалиниям Украины" (МАУ). Но есть ли у МАУ самолеты, чтобы осуществлять неожиданно доставшиеся ей перелеты в полном объеме - вопрос. Получить самолеты к рейсам в придачу не получится, отмечают эксперты. 

- Большинство самолетов "Аэросвита" находятся в лизинге, - предупреждает Виктор Портников. 

5. Кто компенсирует задержки вылета, отмену рейсов? 

- Когда компания - банкрот, то получить от нее компенсацию довольно сложно, - говорит юрист Михаил Юмашев. - Поэтому, если вам достался билет на рейс "Аэросвита", готовьтесь к тому, что, возможно, придется покупать новый билет. 

Хотя можно, конечно, попытаться вернуть деньги. По правилам, если ваш рейс отменили, имеете право требовать возврата 100 процентов от уплаченных средств. Нужно подать письменную претензию в службу онлайн бронирования перевозчика - online@aerosvit.com или в кассу по месту покупки. 

 

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

ТАТЬЯНА БОДНАРУК, sweetest87@list.ru:

- 8 января в 12:50 мой муж должен был вылететь из Киева в Каир с пересадкой в Стамбуле.  "Аэросвит" задержал рейс до 18:10. Покормили людей только один раз - приблизительно в 17:00. В Стамбуле ему пришлось покупать новый билет в Каир, так как "Аэросвит" не перебронировал уже оплаченный мужем билет. Деньги, конечно же, никто ему не вернул. Представительство "Аэросвита" в Стамбуле 8 января не работало. Еще плюс ко всему потерялся багаж. Мрак. Столько нервов потрачено!!!