Посоветовавшись с ведущими столичными диджеями, "Комсомолка" составила хит-парад любимейших "застольных" и разузнала, как рождались эти шедевры.
"РАССКАЖИ, СНЕГУРОЧКА" - из м/ф "Ну, погоди!"
- Расскажи Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела?
- За тобой я бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слез
Об истории создании легендарной песни рассказал нам автор слов - поэт-песенник Юрий Энтин:
- Песни для мультиков пишутся легко! Читаю сценарий - и слова приходят как-то сами собой. Вячеслав Котеночкин пригласил меня в студию, показал нарисованное кино про зайца и волка, рассказал сюжет. Я так зафантазировался, что придумал не только слова, но и музыку! Тем более что композитор Гладков уехал, и у меня появился дополнительный стимул попробовать себя в неизведанном амплуа. Я все время напевал новопридуманную мелодию, а вот как записать ее в нотах, понятия не имел. И когда Гладков вернулся, я уже мелодию запамятовал… А еще мне очень жаль, что из песни выбросили третий куплет - он не "помещался" в песню по времени. Что осталось за кадром - сейчас вам прочитаю:
"- Ты меня, любезная, извини, и свою любовь ко мне сохрани. - Как же не винить тебя, милый дед?! Столько зим потрачено, столько лет!"
Но самое интересное в записи песни "Расскажи, Снегурочка" - примирение с Анатолием Папановым, который пел голосом Волка. На то время мы были с ним в ссоре: в кинофильме "Летучий корабль" он самовольно добавил фразу "Какая гадость!" после слов "мои подружки, пиявки да лягушки". Меня это возмутило: "Вы же артист, Анатолий! А я - поэт. Давайте выполнять свои функции по совести". А он мне: "Я поэт, а вы - прозаик!". Я хлопнул дверью и - был таков. Ну а на записи новогодней серии "Ну, погоди!" неожиданно с ним помирились, и я сказал Толе: "Я вас прощаю. Вы - гений!". После чего мы расцеловались.
"Дискотека Авария" - "НОВОГОДНЯЯ"
Я - Дед Мороз, борода из ваты,
Я уже слегка поддатый.
Мне сказали - меня здесь ждут,
Значит, будем догоняться тут.
Новый год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется, что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут!
Солист "Дискотеки Авария" Алексей Рыжов взахлеб рассказывает, как мучительно и долго рождалась самая стёбная песня в их репертуаре:
- Первые строки "Новогодней" появились еще лет двадцать назад: на вечеринке мой пьяный друг изъявил желание "поработать" Дедом Морозом. А у меня тут же в голове завертелось: "Я - Дед Мороз, борода из ваты, я уже слегка поддатый…" Записал где-то в блокноте эти строки, а потом сложил еще пару куплетов и запевчиков. Впервые эта песня увидела свет божий в 1992 году, но она еще не звучала так, как надо. В 1994-м мы записали с ребятами еще один вариант, но - вы будете смеяться - без припева! И только через четыре года я разродился припевом и мы запустили "Новогоднюю" на радио. Это было как раз перед Новым годом. Особого ажиотажа не наблюдалось, а вот летом песня обрела нереальную популярность. Представляете - ЛЕТОМ! Нас позвали на гастроли в Одессу. Как сейчас помню: жара, теплое пиво, а мы орем про Новый год. Но это еще были цветочки! Следующие 10 лет мы оказались заложниками новогодней песни: нас "заказывали" бизнесмены и политики на закрытые вечеринки, причем все 12 месяцев в году, и мы все четыре сезона пели одно и то же. Новый год у нас не заканчивался никогда - можно с ума сойти. Мы реально бухали перед тем как в тысячный раз опять заводить одно и то же - подшофе эту песню исполнять легче! Следующим этапом стали "перепевки" и дуэты: даже Иосиф Кобзон высказал желание спеть с нами вместе реповую "Новогоднюю"!
Потап и Настя - "НОВЫЙ ГОД"
А ты мне в Новый год от сосны, от сосны
Мне оторви иголочку!
Гуляют в Новый год пацаны всей страны
И поют девчоночки.
- Однажды во время очередных гастролей я выходил из аэропорта "Шереметьево" в Москве и заметил необыкновенной красоты хвойные деревья вокруг. Присел, сфокусировав на них взгляд, и вспомнил замечательную песню Святослава Вакарчука с занятным названием "Сосны". А после концерта возвращался домой на поезде, уже прокручивая в голове будущий хит. В вагоне не нашлось блокнота либо чистого листа - был только журнал, поэтому текст песни "Новый год" я записывал между строчек какой-то статьи. Выпустил новый хит я только через 3 года - все это время этот сингл ждал своего звездного часа и пылился на полке. Сейчас традиционно в канун Нового года, выступая для работников ударного труда косметологической либо металлургической отраслей, я непременно призываю не рубить елки и сосны, так как всего одной оторванной иголочки в качестве символа будет более чем достаточно! Забавная, кстати, история получилась на съемках клипа для этой песни: в огромном тазике с оливье по сценарию должна была купаться одна из танцовщиц балета. На запах вкуснятины сбежались все собаки студии и ждали, когда их покормят оливьешкой. Пришлось их отгонять, чтоб не съели реквизит вместе с нашей девочкой! - рассказывает Потап.
Верка Сердючка - "НОВЫЙ ГОД"
Вы устали от забот - все пройдет!
Вам немножко не везет - все пройдет!
Отчего душа поет, тело просится в полет?
Новый год, Новый год, Новый год.
Андрей Данилко признается, что для него нет разницы - написать новогоднюю песню или песню для мюзикла:
- В начале своей карьеры я вообще не думал, что буду песни писать! Новогодние песни - это песни мандариново-елочного настроения. И, кстати, моя песня "Елки" - своеобразное продолжение композиции "Новый год", только с более философским содержанием - в ней я призываю людей быть добрее, простить друг друга и верить в счастье, которое обязательно придет!
"ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ" из к/ф "Чародеи"
Остыли реки, и земля остыла,
И чуть нахохлились дома.
Это в городе тепло и сыро,
Это в городе тепло и сыро,
А за городом - зима, зима, зима.
Композитор Евгений Крылатов чистосердечно признается: песню "Три белых коня" он попросту ВЫНУЖДЕН любить, "раз ее все любят". Дело в том, что в успех музыки, которую Крылатов написал на слова Леонида Дербенева, не верил режиссер картины "Чародеи" Константин Бромберг. "Мне нужна песня, которую через пару десятилетий будут петь по всем кабакам. А это что? Плохо, очень плохо!" - высказывал Бромберг недовольство сотворенной Крылатовым мелодией. Самое интересное - разговор проходил дома у Евгения Павловича, и когда режиссер засобирался уходить, угрожая ему тем, что пригласит другого композитора в свой фильм, Крылатов вызвался его проводить до подъезда. И так увлекся дискуссией, что очнулся в одних спортивных штанах, байковой рубахе и тапочках аж на вокзале, куда они с Бромбергом дошагали, отчаянно споря на ходу. К слову, первоначально "Три белых коня" должна была спеть Светлана Степанченко, но Крылатов "зарубил" вокал девушки - мол, слишком колкий и юношеский голос. После чего пригласил на запись 27-летнюю Ларису Долину, которая с первого же дубля спела песню нежным фальцетом.
"КАБЫ НЕ БЫЛО ЗИМЫ" - из м/ф "Зима в Простоквашино"
Кабы не было зимы,
А все время лето -
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой,
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лед на речке б не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
- Песню к этому мультику должен был писать Эдуард Успенский, - рассказывает "КП" Юрий Энтин. - Но так получилось, что мне доверили это задание. В итоге два куплета песни тоже по таймингу не вошло в мультфильм, что меня очень расстроило поначалу, как и то, что Валентины Толкуновой, исполняющей песню, не оказалось в титрах. Но недавно я проспонсировал клип, в который вошли абсолютно все куплеты, и очень доволен! Пару лет назад ездил в Китай и был удивлен, как китаянки почти без акцента исполнили "Кабы не было зимы" и несколько других моих песен. Я специально пошел тогда за кулисы и спросил: "В чем секрет?". А мне через переводчика они отвечают: "Секрета нет, мы три месяца учили песни, по видео!"
"ПЯТЬ МИНУТ" из к/ф "Карнавальная ночь"
Пять минут, пять минут,
Бой часов раздастся вскоре,
Пять минут, пять минут,
Помиритесь те, кто в ссоре.
Пять минут, пять минут,
Разобраться если строго,
Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много.
Всеми любимая песенка про последние пять минут уходящего года, которую исполнила Людмила Гурченко, написана на слова поэта Вадима Коростелева. А вот и легендарный диалог между директором киностудии "Мосфильм" Иваном Пырьевым и Коростелевым, записанный из уст Вадима Николаевича:
- Вот что, - без лишних вступлений начал Пырьев, - нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать ее текст. Что для этого нужно?
- Главное вы уже подсказали, - отвечаю ему, - в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится…
- Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся. И петь такую галиматью никто и никогда не будет, - раздраженно бросил Пырьев.
- Постараюсь сделать так, чтоб запели, и вы первый их запоете…
Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своем кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит. Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришел пакет с партитурой "Песенки о хорошем настроении". Пырьев прослушал ее, остался доволен и приказал срочно записывать.
К слову, существует легенда, что когда-то на радио "Свобода" забрел сам Луис Армстронг. Он услышал по радио песенку "Пять минут", взял трубу и начал импровизировать.
Рейтинг составлен при содействии радиостанций "Русское радио", "Хит-ФМ" и "Шансон".