Владимир Рыбак: "Наиболее буйных депутатов "попросим" на 5 дней из Рады"

В интервью "Комсомольской правде в Украине" председатель парламента рассказал о взысканиях, которые собирается применять к коллегам-"штрафникам", и раскрыл задачу номер один для народных депутатов.

Фото: Максим ЛЮКОВ

Чтобы пообщаться с "Комсомолкой", спикер выделил "окно" между несколькими важными встречами. Беседа проходила в новом для Рыбака кабинете – председателя Верховной Рады. Накануне освободил его предыдущий хозяин, Владимир Литвин. Он вывез из парламента свою коллекцию книг.
 
Судя по настрою, 66-летний соратник Виктора Януковича всерьез намерен настроить работу парламента. С этого мы и решили начать наш разговор.
 
"Я ПРОТИВ ПОЛИЦИИ В РАДЕ"
 
- Депутаты нынешней Рады "отметились" в плохом смысле этого слова, драками в первую же рабочую неделю. Как планируете добиваться консенсуса под парламентским куполом?
 
- Ну, и дрались, и работали, было и то, и другое… В памяти-то остается лучшее, работа…
 
- Может, пришло время подумать над внедрением парламентских приставов, которые "помогали" бы депутатам находить общий язык?
 
- Я не склонен создавать какой-то полицейский орган, который будет находиться в зале парламента. Депутаты дерутся – значит, нужно предоставить возможность высказывать свое мнение. Ведь зачастую драка начинается, когда неудовлетворенный депутат, который не смог высказать свое мнение, бежит к трибуне. Тут его порыв подхватывают другие…
 
Для того же, чтобы находить общие точки между политсилами, есть заседания в комитетах, на фракциях, есть согласительный совет. И если закон не готов к рассмотрению, спешить и выносить его "под купол" не нужно, нужно его обсуждать. Не бывает такого закона, который удовлетворил бы всех без исключения. Но это не значит, что ты, депутат, можешь бегать по залу, мешать работать. Свое мнение нужно выражать голосованием – другого пути нет.
 
- Ваши бы слова да парламентским дебоширам в уши…
 
- Обо всем можно договориться. Сделать это никакие приставы не помогут. Вот я был как-то в индийском парламенте, видел, что когда большинство и меньшинство ругаются между собой, они находятся далеко друг от друга, разделенные красной линией на полу. Так специально устроено, чтобы не приближались. Я заметил, что из числа депутатов выделились лидеры фракций, они кричат на спикера… Подходят к линии, один случайно заступил – а неподалеку стоят два работника, с толстыми двухметровыми жердями в руках. Они их поправили – и те, кто кричал, разошлись по сторонам. Что-то выяснили и продолжили работу.
 
- Но как же привлекать к ответственности наших депутатов?
 
- Нужно взять вот эту книгу (берет со стола томик регламента), открыть ее и внимательно прочитать. Там написано, что наиболее буйных депутатов можно на 5 дней "попросить" из Рады, чтобы они ушли из зала и не мешали работать.
 
- Будете применять такие меры?
 
- Это один из вариантов.
 
- Вот и Владимир Литвин так же пытался бороться – например, штрафовать "прогульщиков". Получалось у него не всегда. Кстати, перед уходом он с вами делился профессиональными секретами?
 
- Мы знаем друг друга, и когда я стал спикером, действительно, имели такой разговор…
 
"ДЛЯ КУРЕНИЯ МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗОНЫ, КАК В АЭРОПОРТУ"
 
- Как быть с тем, что в Раде до сих пор "дымят" депутаты, хоть это запрещено?
 
- Думаю, закон должны выполнять в первую очередь народные депутаты. А что, курят?
 
- В прошлый вторник заходим в курилку, а там – дым коромыслом. На наш вопрос отвечают: мол, "курилка есть – значит, и дымить можно".
 
- Ну, я думаю, нужно сделать зоны для курения, как в аэропортах. Вот в некоторых кафе и ресторанах, например, есть специальные места. Но Рада – орган власти. Мы изучим закон, обсудим вопрос с руководителями фракций.
 
- Сразу после выборов появилась идея оставить 1-2 пленарных дня в неделю, а на остальное время отпускать мажоритарщиков в их округа. Как вы к этому относитесь?
 
- Этот вопрос будем обсуждать. Каждый месяц работы парламента состоит из пленарной недели, недели работы в комитетах над законами. Да еще и в "родной" округ нужно съездить, рассказать избирателям, что делает депутат, ответить на вопросы – "что ты нам обещал, как продвигается?"
 
Сегодня в парламенте есть два разных мнения: одна группа депутатов считает, что принимать решения нужно сразу, сразу же  голосовать. Вторая – что нужно выбрать какой-то отдельный день для принятия законов. Какое решение будет принято, сказать сложно, но дискуссия будет серьезная. Вопрос голосования сегодня – под номером один.
 
- И личного голосования, в том числе...
 
- Вы знаете, парламент принял решение голосовать лично - за себя, а не "за того парня". Но при этом есть и встречное обязательство – не блокировать трибуну. Если кто-то с чем-то не согласен, я как председатель обязан буду предоставлять слово всем сторонам - и большинству, и меньшинству. И я намерен это делать, чтобы вопросы обсуждались всесторонне.
 
Мне приходилось не раз бывать в Парламентской ассамблее Совета Европы, там также 450 депутатов. Там на сессионном заседании в зале сидит всего 100-120 человек, остальные – кто в своих комитетах заседает, кто курит или кофе пьет. И когда спикер выносит на голосование принятие решения, голоса распределяются, к примеру, так: 60-70 человек "за", чуть меньше голосует "против" - и решение считается принятым.
 
"У ОППОЗИЦИИ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ СВОЙ ДЕНЬ"
 
- То есть принятие решения простым большинством приемлемо для Рады?
 
- Для парламента такого уровня это может быть приемлемо, но для нас – нет. В любом случае, мы будем просить, чтобы депутаты минимум на 2 недели в месяц приезжали (в Киев – Авт.) и работали над законами. Ведь мало просто нажать на кнопку, нужно знать предмет, иметь мнение, принимать решение самостоятельно.
 
- В этом видите свою задачу?
 
- Моя задача – это обеспечить работу комитетов, Верховной Рады, и с учетом всех мнений поставить вопрос на голосование. Депутаты должны высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии. Но ни в коем случае не навязывать его другим. А я – такой же депутат, как и другие, и мой голос имеет одинаковую силу с голосами остальных 444 депутатов.
 
- Останется ли у оппозиции свой день, например, среда, как это было в предыдущей Раде?
 
- Вполне возможно. Более того, этот вопрос будет обсуждаться следующим (после определения порядка работы парламента – Авт.), не исключено, что для оппонентов будет выделен один из дней недели.
 
- А продолжите ли, как Владимир Литвин, настаивать на том, чтобы вместе с правительственными чиновниками, которые приходят раз в неделю с отчетом, приходил Николай Азаров?
 
- Если правительство поручает докладывать министерству, то приходить к нам положено министру. Если у него есть уважительные причины, это может быть его заместитель. Остальное – неприемлемо: когда из министерства присылают людей, которые не могут даже грамотно доложить, не знают предмет, о котором рассказывают… С этим мы соглашаться не будем. Не исключаю, что некоторые подобные доклады даже придется снимать с рассмотрения.
 
А Николай Янович и раньше не приходил лишь в исключительных случаях. Бывает, что у него график расписан таким образом, что прийти в Раду просто невозможно – помешать может либо зарубежный визит, либо рабочие поездки внутри страны.
 
"СЫРЫЕ" ЗАКОНЫ АУДИТ
 
- Как с "наследством" из тысячи законопроектов, которые остались нынешней Раде от предыдущих созывов парламента?
 
- Мы сейчас анализируем все эти законопроекты, которые лежат в комитетах и готовы к вынесению под купол. Они должны будут пройти аудит. Ведь многие из них уже потеряли актуальность, ценность. Мы хотели бы в ближайшие месяц, максимум - два подготовить план законодательной работы на каденцию. На все 5 лет определить законы, которые нужно принимать в первую очередь, во вторую и так далее. Вообще, работать можно по-разному: одни суетятся, с утра до вечера не успевают перелистывать бумаги, ищут что-то. Другие – делают все в спокойной обстановке, понимая, что именно, когда и как должны сделать. Думаю, мы также должны понять, что нужно рассматривать, вносить в план.
 
- С чего начнете?
 
- Долго "раскачиваться" не будем. Выборы закончились. Думаю, комитеты появятся на этой неделе. Потом возьмем за основу программы партий, прошедших в парламент, и разработаем план. У каждой силы были обещания: в сфере образования, здравоохранения, культуры, развития бизнеса, налогов, борьбы с коррупцией. Вот на этом сосредоточимся.
 
- В этом плане могут оказаться многие "находки" прошлой Рады – тот же закон о клевете?
 
- Любые проекты законов нужно анализировать. Без обсуждения на голосование "клевету" не будут выносить.
 
- Во время выборов много говорили об экономии на государственных органах. Мол, нужно расходы на парламент сокращать, уменьшать автопарк, лишать депутатов льгот…
 
- Какие-то расходы мы будем урезать, планируя бюджет в следующем году. Но не могу сказать, что сокращать нужно прямо сейчас, немедленно. Нужно ведь, чтобы от этого не пострадало дело. От чего-то, конечно, откажемся…
 
- Как насчет депутатской неприкосновенности?
 
- Это вопрос, который нужно выносить на обсуждение. Я вот, например, проголосовал бы "за" лишение неприкосновенности, без вопросов. Но частично ее оставить все-таки нужно, например, оппозиции, чтобы ее нельзя было привлечь за критику власти.
 
Впрочем, этот вопрос поднимается перед каждыми выборами. Они перед выборами вообще многие популистские вопросы затрагивают. Потом, когда проходят в Раду, как-то сразу забывают… Вот и сейчас требуют увеличения довольствия. "Мне, дескать, нужно для работы, чтобы все было"…
 
- А сколько депутатов написали заявления на квартиру?
 
- Пока не знаю – у меня еще нет этих материалов.
 
КСТАТИ
 
"Виктор Янукович против выбора президента в Раде"
 
- Как и кто будет узаконивать изменения в Конституцию, над которыми сегодня работает Конституционная ассамблея – всенародный референдум, или все-таки Верховная Рада?
 
- Сейчас идет большая подготовительная работа. Изменения нужны, ведь Конституцию приняли в 1996-м, а жизнь на месте не стоит. Думаю, те эксперты, политологи, юристы-конституционщики, которые работают над текстом, смогут уже в 2013-м году подготовить обобщенный документ изменений в Основной закон. После этого должно состояться публичное обсуждение – на круглых столах, с привлечением газет, телевидения. Люди должны узнать, какие предлагаются новшества. Но я не думаю, не верю, что Конституцию можно принять на референдуме. Это сделать невозможно, ведь никогда никакой избиратель не осилит ее текст полностью. Ведь у нас его досконально, увы, не знают даже многие политики.
 
Новации, которые нужно легитимизировать, необходимо выносить на рассмотрение Верховной Рады. А уж какие это будут предложения, посмотрим. Может, появится верхняя палата парламента…
 
- Все ожидают, что будет предложение выбирать президента в Раде?
 
- Если такое предложение и будет вноситься, нужно будет спрашивать у людей. Хотя я даже не знаю, кто с этим может согласиться. Вот Виктор Янукович, насколько мне известно, будет совершенно не согласен с этим. И я не согласен. Президента нужно выбирать всенародным голосованием, и точка.
 
- Виктор Янукович пойдет на второй срок?
 
- Естественно, партия будет выдвигать своего лидера. За 2,5 года реформы начнут все-таки приносить положительные результаты, хоть это и непросто, учитывая мировой кризис…
 
БЫЛО ДЕЛО
 
"О встрече с Брежневым пришлось написать 48 листов "постановлений"
 
Два года Высшей партийной школы в Киеве Владимир Рыбак окончил в 1979-м году. Его сразу же направили работать в Донецкий обком партии. "Необстрелянному" партработнику сразу доверили важное задание: встретить… Генерального секретаря.
 
- Рано утром в первый рабочий день меня вызвал заведующий партотделом. Говорит, мол, садись в автобус, нужно ехать. Таких, как я, было пять человек, - рассказал "КП" Владимир Рыбак. - Нас привезли в Иловайск - это крупная узловая станция, на нее часто ходили поезда из Москвы. От нее же идет железнодорожная ветка на Северный Кавказ. Мы вышли из автобуса, и тут я увидел, что вокзал полностью оцеплен – на нем нет буквально ни одного гражданского человека. Зато неподалеку  стояли 5 человек из КГБ, все в костюмах и черных очках. Нам приказали встать следом за ними.
 
- Сейчас будет ехать Леонид Ильич Брежнев, - говорят, - может, будет выходить из поезда, подойдет и будет спрашивать, как и чем живет народ Донбасса. Ну, вы не оплошайте!
 
Первым мимо платформы пролетел товарный поезд. Такие пускали перед литерными специально, на случай, если на рельсах заложены мины. А поезд, на котором путешествовал Брежнев, подошел медленно и тихо.
- Генсек действительно вышел на платформу: одет был в синий шерстяной спортивный костюм, - продолжил Рыбак. - Меня это очень удивило – такой человек в обычном советском костюме, с полосочками по штанинам и оттянутыми коленками. Встречал его первый секретарь обкома партии и председатель донецкого облисполкома, знакомый с Брежневым лично. Генсек спросил – мол, привет, Дима, как Донбасс живет? – хотя что это я у тебя, давай вон у простых людей спрошу.
 
Когда "уважаемый Леонид Ильич" направился в сторону специально подготовленных "простых людей", по словам политика, сотрудники КГБ едва в струночку не вытянулись.
 
- Я подумал, что если Брежнев подойдет ко мне, - моментально грохнусь в обморок. Но он остановился возле "гэбистов". Они и ответили заученными фразами – мол, Донбасс работает, уголь добывает, металл плавит, станки делает на весь Союз. Есть мясо, колбасы, молоко и масло.
 
- Ну, хорошо, давайте. А я вот в Кисловодск – отдохну неделю, - ответил им Брежнев, развернулся и пошел обратно к составу.
 
Наутро всех, кто был в Иловайске, вызвали "на ковер". Тут только заведующий партотделом заметил, что среди его работников – новое лицо.
 
- Ты, мол, кто вообще такой, - спросил. Я и объяснил, что второй день на работе, только приехал, - объяснил Рыбак. - Он улыбнулся, сказал: "ты ученый, тебе и быть старшим". И приказал срочно, к заседанию бюро обкома партии подготовить постановление по выполнению пожеланий Генсека Компартии Леонида Брежнева, высказанных на станции Иловайск!
 
Решения бюро Обкома партии было написано за несколько часов. Серьезнейший документ, который разошелся тиражом по всем республикам Советского Союза, занял 48 листов машинописного текста…