Композитор впервые за десять лет побывал в родном Кировоградском музыкальном училище. Там его еще помнят многие преподаватели. А из тех, кто вел у него предметы, остались в живых двое - Людмила Константиновна Чернявская и Генриетта Исааковна Рубина.
- Мальчик был хороший, интеллигентный, воспитанный, - вспоминает Генриетта Исааковна. - Неплохо чувствовал музыку и стиль.
В училище Игорь пришел баянистом, после музыкальной школы в городке Гайворон. Говорит, играл на свадьбах, но о карьере композитора никогда всерьез не задумывался, пока мама не подтолкнула.
На теоретическое отделение, где готовят композиторов, его брали без особого энтузиазма. А может быть, и вообще бы не взяли, если бы не Ким Александрович Шутенко, супруг Генриетты Исааковны. Преподаватель первым разглядел перспективного ученика и со словами: "У него абсолютный слух, а теорию он как-нибудь наверстает" - настоял на зачислении. Именно его Игорь Крутой считает своим самым главным учителем.
- У него были удивительные методы, - вспоминает композитор. - Мог среди ночи позвонить с какой-то идеей, мог посреди дня посадить в свои "Жигули" и рвануть в Киев на съезд композиторов. А один раз дал нам стих и сказал написать к нему музыку, назначив премию - 30 рублей. Я выиграл, это премия была, как моя месячная стипендия.
После того как Игорь окончил училище, он еще много раз возвращался к учителю. Как-то приехал с концертом - на кировоградской сцене выступали Лайма Вайкуле, Ирина Аллегрова, Александр Серов. А в конце 90-х помог отстоять здание, из которого училище собирались выселить.
Когда Кима Александровича не стало, спонсировал книгу о нем.
В этот раз поездка была, можно сказать, внеплановая - вместе с Ринатом Ахметовым Игорь Крутой уже двенадцать лет посещают украинские детские дома и дарят подарки ко Дню святого Николая. Побывали в Донецкой, Днепропетровской области. Решили заехать и на родину Игоря Крутого - посмотреть на стены училища.
В училище об этом знали заранее и готовились. Нет, ремонт не делали, но вычистили все до блеска. С самого утра все пребывали в волнении. Гости, кстати, тоже переживали не на шутку. Как потом признался Игорь Крутой, "дергало всю дорогу".
- Волновались так, будто едем на ответственный матч "Шахтера" в Лиге чемпионов, - добавил Ринат Ахметов.
- Здравствуйте! - первая с прибывшими гостями поздоровалась Людмила Чернявская.
- О, узнал! - широко улыбнулся Крутой в ответ - и вручил цветы.
- Добрый день, дорогой! Как я рада! Только по телевизору и вижу! - не стала скрывать эмоции Генриетта Исааковна и приобняла звездного ученика.
Все заторопились в концертный зал, где уже собрались почти все студенты и учителя. На сцене под бордовым покрывалом угадывались очертания рояля - подаренного гостями дорогущего шедевра от Steinway & Sons. Такие рояли стоят не меньше четверти миллиона гривен.
Не обошлось без официальной торжественной части, но самое интересное было, когда Игорь Крутой отвечал на вопросы студентов.
- Так странно, сегодня в полдевятого вышел из дому в Москве, а в одиннадцать уже вернулся в детство, - начал он, выискивая знакомые лица в зале и на стене, среди портретов выпускников и преподавателей.
Его фото там на втором почетном месте, после учителя Кима Шутенко. Они даже немного похожи, что-то общее есть в повороте головы и прищуре глаз.
- Говорила мне Генриетта Исааковна: играй гаммы, учи историю музыки, а я не играл и не учил. Говорили мне: учи английский, а я не учил. Потом все это меня коснулось, но было поздно. Так что учите, пока есть время. А то мне повезло - я играю только то, что сам сочиняю. А сочиняю только то, что сумею сыграть. Но не всем же так повезет.
И хоть вопросов было множество, времени ответить на все не хватило - Ахметов и Крутой должны были еще успеть проведать два детских дома. Но на то, чтобы сыграть на подаренном Steinway мелодию из альбома, который сейчас записывается в Москве вместе с Ларой Фабиан, время, конечно, нашлось.
Напоследок губернатор Кировоградской области Сергей Ларин попросил композитора написать гимн малой родины - если "будет вдохновение". Крутой вежливо отказался.
- Я написал гимн для "Шахтера", - ответил Игорь Яковлевич. - Под него 50 тысяч встают перед каждым матчем. А потом на меня стали выходить из ЦСКА, "Спартака". Ринат мне говорит: "Ну и что, ты теперь будешь писать этим? Это ж некрасиво". Гимн должен быть только один.