Мучительный поиск альтернативы, или «Первый блин» Плюща

Последнее заседание СНБО обернулось для его новоназначенного секретаря некоторым конфузом

Последнее заседание СНБО обернулось для его новоназначенного секретаря некоторым конфузом

Как сообщило агентство «Интерфакс», президент Украины поручил генпрокурору и секретарю Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Ивану Плющу проверить на соответствие украинскому законодательству «соглашения о создании совместного российско-украинского предприятия по производству ядерного топлива». Об этом рассказал Иван Плющ на брифинге в пятницу 15 июня после заседания СНБО.

Однако, как выяснилось, такого договора не существует. Скорее всего, речь идет о Протоколе о намерениях сотрудничества между предприятиями атомного энергопромышленного комплекса Украины и России, подписанном между Государственным концерном «Укратомпром» и Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом). Этот протокол появился на свет 4 июня в ходе визита главы Росатома Сергея Кириенко в Киев. С украинской стороны его подписал Андрей Деркач - генеральный директор «Укратомпрома» и президент НАЕК «Энергоатом».

По меньшей мере странно, что Совбез узрел в этих намерениях какую-то особую угрозу энергетической безопасности страны, ведь за последние лет 15 как на уровне СНГ, так и в русле двусторонних украинско-российских отношений было подписано немало соглашений и другого рода документов, содержание которых ничуть не диссонирует с текстом последнего Протокола.

Пожалуй, единственное отличие июньских украинско-российских договоренностей от предыдущих соглашений состоит лишь в том, что стороны впервые вознамерились перевести тему сотрудничества в сфере мирного атома из плоскости чиновничьих разговоров в область реальных дел. Благоприятные возможности для этого появились с созданием концерна «Укратомпром» и формированием аналогичной холдинговой структуры в России.

А что касается диверсификации поставок ядерного топлива во избежание зависимости от монополиста ТВЭЛа, то украинские атомщики о ней не забывают. Как известно, Украина уже пять лет за деньги правительства США эксплуатирует шесть ТВС американской фирмы Westinghousе на Южно-Украинской АЭС, а первая загрузка реактора планируется в 2009 году (в случае получения разрешения государственного регулирующего органа). Однако уже сегодня, как отмечают специалисты, Westinghouse отказывается поставлять в дальнейшем то топливо, которое сейчас испытывается в Украине, потому что оно несовершенно и сам производитель это признает. В мире работает много реакторов производства Westinghouse, использующих топливо Westinghouse, но фирма еще не может производить такие же качественные тепловыделяющие сборки для «чужих» реакторов советского проекта.

Пример тому - ситуация на чешской АЭС «Темелин», где решили избавиться от топлива Westinghouse раньше срока, устав от многочисленных проблем с ним.

«Этот факт, как и повальная сдача позиций Westinghouse на европейском рынке ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР в пользу российского ТВЭЛа, почему-то не возымел адекватной реакции на последнем заседании СНБО», - заявил зампредседателя Общественной коллегии «Энергоатома», народный депутат Игорь Шкиря. Парламентарий считает, что на самом деле в требовании ускорить диверсификацию прослеживается не столько экономическая целесообразность и беспокойство об энергетической независимости, сколько попытка выполнить некие политические обязательства. Пусть даже в ущерб безопасности.

Кроме ТВЭЛа и Westinghouse, на мировом рынке сегодня нет иного производителя ядерного топлива для украинских реакторов. Так, французская АRЕVА производит качественное топливо только для реакторов собственной конструкции. Китай будет производить топливо по российской лицензии, но старой модификации, от которой Украина уже отказывается, да и мощности завода там маловаты, чтобы обеспечить потребности наших АЭС.

В свою очередь предложенное Украине российской стороной участие в совместном производстве ядерного топлива позволит не только загрузить свои предприятия и снизить затраты на импортируемое топливо, но и вместе с ТВЭЛом продавать его в третьи страны, зарабатывая деньги для развития отрасли.