На съемках фильма "Человек с бульвара Капуцинов": Боярский слушал свои песни, а Миронов пек картошку с местными пацанами

Знаменитый вестерн о Диком Западе, снятый "от" и "до" в Крыму, вышел на экраны 25 лет назад

Чтобы подобрать подходящий ландшафт, режиссеру Алле Суриковой долго морочить голову не пришлось. Сцены с погонями и стрельбой снимали у Белой скалы близ Белогорска, городок Санта Каролина построили в Тихой бухте, недалеко от курортного Коктебеля. А вот с подбором актеров пришлось повозиться. Поговаривают, Миронов, который сыграл Джонни, долго отказывался, а когда наконец дал добро, согласился и Боярский. Работать со всесоюзными знаменитостями было тяжело, а порой невыносимо. Но главное, что фильм удался и стал по-настоящему народным.  

Карету Джонни растащили по кусочкам

Индейцы с томагавками, ковбои с револьверами, погони на лошадях… Вроде бы и тема серьезная и вполне подходит для исторического боевика, но в фильме Суриковой все иначе: конфликты здесь сплошь морально-этические и - никакого кровопролития. По сюжету, Санта Каролина - городок захолустный. Местное население культурой не блещет, живет одним днем. Причем в этот же день успевает до чертиков напиться, разгромить местный салон, а потом его еще и отремонтировать. Вот такие вот ковбои! 

Сцен погони в фильме не так уж и много, но возились с ними в Белогорске довольно долго. 

- Я тогда был ребенком, помню, что первая четверть была выкинута из жизни, потому как школу мы прогуливали, - рассказал "КП" очевидец и участник массовки Алим Мустафаев. - Утром с ребятами вели коней с фермы к киношникам, бросали портфели в кусты и становились участниками съемочного процесса. 

Если присмотреться, то разбойники из банды черного Джека (Боярский) какие-то вялые. А все потому, что часть из них - те самые школьники. Конечно, без профессиональных каскадеров не обошлось. Куда без них, ведь падать на скаку, изображая ранение, дети не смогли бы. Кстати, для сцены нападения индейцев на город каскадеров не хватало, поэтому одни и те же люди играли сначала краснокожих, а потом - ковбоев.

- А еще мы с ребятами имитировали движение кареты, в которой ехал Миронов, читая книгу про синематограф, - продолжает Алим. - Оператор вместе с камерой залез внутрь, а мы ее раскачивали. Вроде получилось достоверно.

Лошадей и всадников киношники легко нашли на месте, а вот экипаж пришлось привезти с собой. 

Дмитрий Квитко. 

- Карета была очень красивой, ее изготовили под заказ в Киеве. Полюбоваться на нее сбежались чуть ли не все жители Белогорска, - рассказал "КП" очевидец съемок Дмитрий Квитко. - А после съемок карету оставили на хранение на местной кошаре, где ее впоследствии растащили по кусочкам. 

Артисты сидели на винной диете

В то время как у Белой скалы снимали сцены погони и звучала канонада, на юге, в Тихой бухте близ Коктебеля, строили Санта Каролину. Всего за пару недель на территории современного ландшафтного парка вырос типичный городок Дикого Запада. 

Леонид Петров.

- Декорации были не хуже чем в Голливуде! После съемок городок долгое время пустовал и осыпался, - вспоминает очевидец съемок Леонид Петров. - Со временем местные жители его растащили на стройматериалы и дрова. А то, что осталось, кто-то поджег. 

По фильму волшебная сила искусства способна не только перевоспитать брутальных ковбоев и помирить их с индейцами, но даже перевести их на молочную диету. Но это только на экране. А вне съемочной площадки артисты придерживались вполне такой крымской - винной - диеты. И много дурачились. 

Жили они в Феодосии в гостинице "Астория", где возле входа их постоянно поджидали поклонники. Табаков, Кваша, Караченцов и Фарада редко появлялись на публике. То ли дело веселая троица Миронов, Боярский и Ярмольник, которая частенько была на виду. 

Игорь Корнилецкий. 

- Я видел, как возле "Астории" между Мироновым и Боярским возник какой-то шуточный конфликт, они начали толкаться, смеяться, кричать, - рассказал "КП" феодосийский экскурсовод-краевед Игорь Корнелецкий. - Потом Миронов побежал по привокзальной площади. За ним с криками "Мирон, стой! Мирон, стой, я тебе сказал!" мчался Боярский. Далее к погоне присоединился Ярмольник, всех догнал и помирил.  

Яковлеву дублировал парень 

Миронов любил пошалить и на съемочной площадке. Ему ничего не стоило подкрасться сзади к занятому работой оператору-постановщику и шарахнуть у того над ухом из настоящего винчестера.  

Алим Мустафаев. 

- Иногда по вечерам сидели у костра. С Мироновым пекли картошку, у него всегда хорошее настроение было, - вспоминает Алим Мустафаев. - Он в жизни был таким человеком, каким выглядит на экране. Боярский же парень посложнее. 

Очевидцы вспоминают, что Михаил Сергеевич, к тому времени уже заслуженный Д'Артаньян Советского Союза, требовал к себе особого почтения. С мальчишками у костра не сидел, вел себя обособленно. После съемок облачался в белые спортивные трусы, врубал в своем вагончике магнитофон с записями своих песен и задумчиво курил, созерцая горы. 

Интересно, что для выполнения конных трюков у Боярского был дублер, но его услуги не понадобились. А вот Александру Яковлеву, которая исполнила роль мисс Дианы Литтл, пришлось подстраховать.  

- В конце фильма есть сцена, как Диана съезжает верхом на коне с крутого склона, - рассказывает Алим. - Яковлева побоялась, и ее выручил один местный паренек. Его загримировали, нарядили в платье. Но все равно, если присмотреться, видно, что у "девушки" уж очень широкие плечи.

ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 

- Десять против одного, сэр, что вы двумя руками держитесь за Библию.

- Запомните, джентльмены, эту страну погубит коррупция!!!

- Миссис Паркер, и не забудьте: десять капель перед стрельбой! Перед! Нет, вы меня поняли?

- Вы что-то сказали? Ммм? Значит, вам нечего мне сказать? Настоящему мужчине всегда есть что сказать. Если, конечно, он - настоящий мужчина!

- Никогда не пей эту гадость. Привыкнешь, и жизнь твоя не будет стоить ломаного цента.

- Он не любил синематограф.

- Ну зачем ты вышла за меня замуж?!

- Я не знала, что ты такой болван!

- Знала!.. Знала! Знала!!!

- А тот бы джентльмен сказал: "Заткнись, пожалуйста, Хью!"

 - Вот жених для тебя хороший.

- Так он же старый!

- Ну ты же не варить его собираешься.

Хо-тим филь-му! Хо-тим филь-му!