Спас Василия Сталина
- Перед войной Вадим Гончаров поступил в МВТУ имени Баумана, - рассказывает писатель Геннадий СОКОЛОВ, историк мировых разведок. - Оттуда ушел на фронт. Штурманом-радистом. Под Сталинградом фашистские юнкерсы с красными звездами на плоскостях разбомбили наш аэродром. Многие экипажи погибли, не успев взлететь. Вадим столкнул в узкий окоп командира полка Василия Сталина, накрыл своим телом. Они подружились.
Гончаров дошел до Берлина. Вернулся в Москву, завершил учебу. Его пригласили работать на Лубянку, в 5-й спецотдел (научно-техническая разведка). Там судьба свела с легендарным Львом Терменом. Тот в 20-е годы по заданию советской разведки работал в США. Запатентовал терменвокс - электромузыкальный инструмент, прославивший изобретателя на весь мир. В 38-м его отозвали в Москву, дали 8 лет. Якобы он через океан по радио хотел взорвать Кирова. В "туполевской шараге" за колючей проволокой Термен сделал свое главное открытие, изменившее мир разведки, - эндовибратор. "Пассивный жучок". Канули в Лету километры потайных проводов, скрытые микрофоны. Достаточно спрятать в помещении небольшую металлическую пластину, лучом приемно-передающего устройства через стену, окно активировать ее. И спокойно слушай все разговоры внутри. За эндовибратор зек Термен получил от Сталина закрытую Сталинскую премию 1-й степени. По иронии судьбы Берия позже "пассивным жучком" слушал Иосифа Виссарионовича.
В феврале 1945-го пионеры "Артека" подарили послу США Гарриману американский герб из ценных пород дерева. Тот повесил его в кабинете. А внутри был "жучок" Термена. Гончаров с коллегами слушал все секретные разговоры. В госдепе США в Вашингтоне периодически возникало подозрение, что русские дипломаты знают чересчур много о позиции американской стороны по важнейшим политическим вопросам. Осенью
52-го сам президент США Трумэн обеспокоился утечкой сверхсекретной информации в Москве. Шеф ЦРУ тайно послал туда лучших "чистильщиков". Те попросили посла диктовать текст депеши в Вашингтон. Гончаров активировал "жучок". Приборы "чистильщиков" тут же указали на герб. Цэрэушники кувалдой разбили его. Оттуда выпала странная пластина.
- Все, ребята, накрылась наша работа медным тазом, - с досадой сказал Гончаров, слушавший через наушники разговор у посла. Но за 7,5 года "жучок" в гербе США дал море ценнейшей информации.
Гончаров слушал не только послов США, но и западных политиков. Ряд шикарных номеров в "Национале", "Советской", где останавливались высокие зарубежные гости, был напичкан аппаратурой. "Жучки", камеры в потолке, стенах, ванной, туалете... Гончаров "курировал" визит в Москву знаменитого президента Индонезии Сукарно, большого любителя "клубнички". Наши помогли ему скрасить досуг с русскими красавицами. Гончаров все записывал, снимал. Гостю показали компромат, стали склонять к сотрудничеству. Сукарно рассмеялся: "Я буду очень рад, если вы опубликуете эти фото. Мой народ еще больше зауважает меня. Значит, я настоящий мужчина!"
Были и политики, которых мы завербовали благодаря работе Вадима Федоровича. Но их называть еще не время.
Канцлер ФРГ Аденауэр во время визита в СССР предпочел жить в своем спецвагоне. Но это не спасло канцлера. Гончаров сумел записать все его разговоры в купе.
Среди удачных дел главного слухача СССР, о которых можно уже говорить, - прослушка, съемка пьяных загулов английской принцессы Маргарет в кабаках Европы. В холодную войну КГБ собирал компромат на британский королевский дом.
Крах операции "Золото"
- Итак, в 1952-м ЦРУ грохнуло нашу операцию "Златоуст" по прослушке посла США, которую вел Гончаров, - продолжает рассказ Геннадий Соколов.- Однако позже Вадим Федорович достойно отомстит соперникам.
Совместная операция ЦРУ и МИ6 "Золото" - одна из самых громких в истории холодной войны. На глубине 6 метров они проложили полукилометровый тоннель из Западного Берлина в советский сектор, подключились к секретным линиям связи. Кремлевской, военной, разведывательной, а также правительства и спецслужб ГДР. Семь месяцев копали! Грохнули на прокладку и оснастку тоннеля супершпионским оборудованием примерно полмиллиарда долларов по нынешним ценам. И стали слушать все наши разговоры. 1200 часов записей в сутки! Ежедневно из Западного Берлина в Лондон вылетал самолет с магнитофонными кассетами.
Наши заранее узнали про операцию "Золото". От своего агента в МИ6 Джорджа Блейка. Но хлопнуть тоннель в самом начале эксплуатации было рискованно. Сверхценного агента неминуемо раскрыли бы. А так он и поныне жив, здоров, осенью отметил в Москве 90-летие. КГБ стал ждать удобного момента, чтобы вывести Блейка из-под удара. Заодно запускали по каналам секретной связи немало дезы. Гончаров получил задание официально найти врезку вражеского тоннеля к нашим линиям связи.
И вычислил место подключения. Шеф КГБ Серов назначил время "Ч". 22 апреля 1956 года, спустя 11 месяцев и 11 дней после начала эксплуатации тоннеля западными разведками. Приурочив взлом к визиту доброй воли Хрущева в Лондон. Блейк уже покинул Западный Берлин, ему ничего не угрожало. Гончаров с помощью саперов с миноискателями якобы случайно обнаружил колодец. Его вскрыли, оттуда, словно крысы, побежали западные слухачи. Было гневное заявление Хрущева в Лондоне, пресс-конференция в тоннеле для западных журналистов, которым показали весь разведывательный антураж ЦРУ и МИ6.
|
У стен тоже есть уши
В 60-е годы Гончаров стал главным консультантом КГБ по научно-технической разведке. В качестве дипкурьера с чемоданчиком секретного оборудования, пристегнутым к руке и не подлежащим досмотру, он облетел и исколесил полсвета. Запомнилась командировка под чужим именем в Лондон. В конце 60-х
англичане построили для СССР новое здание торгпредства. Мы стройку контролировать не могли. Гончарова послали искать "подарки" МИ6, когда здание уже построили. Как признался мне Вадим Федорович, подобного он не встречал. Англичане усовершенствовали открытие Термена. Все стены, потолки были облеплены микроскопическими мембранами-сенсорами. Они фиксировали колебания воздуха при разговоре. Стены советского торгпредства словно "дышали". Приемники, спрятанные в подземных коммуникациях, трансформировали это "дыхание" в звуковые сигналы. Диагностика здания заняла три месяца! Потом еще три года наши зачищали хитрую начинку англичан. Гончаров, как всегда, оказался на высоте.
В отставку Вадим Федорович вышел в звании полковника КГБ. Умер 6 февраля 2006 года.