Голодные механики
Жители трех районов, вполне вероятно, вскоре смогут подниматься на свои этажи исключительно по ступенькам. Специалисты предупреждают: если произойдет какая-то поломка – кабину уже не запустят. Уж извините. Дело в том, что на предприятии, которое занимается обслуживанием лифтов, вот уже который месяц не платят зарплату. Долг накопился немаленький – почти 700 тысяч гривен. В итоге сотрудникам "Укрбеллифта" и добраться на работу не за что, и денег на запчасти и бензин тоже нет.
- Наше предприятие обслуживает 870 лифтов. Люди по 4 месяца не получают заработную плату. Механики уже ставят вопрос так: дадите денег на проезд, выйду на работу, не дадите - не выйду. Они голодные ходят, у людей нет средств даже на еду. Представьте на минуту, если механик, который обслуживает 86 лифтов, перестанет выходить на работу? - говорит директор "Укрбеллифта" Владимир Омельяненко. – Во вторник я отдал последние 10 литров бензина для автомобиля аварийной службы. Что будет, если в кабине застрянет беременная женщина, врачи скорой, инвалид, ребенок, а у нас горючего нет, чтобы оперативно приехать и освободить человека?
Предприятие отвечает почти за треть лифтов, находящихся на балансе города. По словам сотрудников, они неоднократно обращались и в управление жилищного хозяйства, и в "Основание", и мэру писали, но результатов пока нет. Единственная подвижка была после звонка на "правительственную горячую линию" в Киев. Местные чиновники, после того как получили "привет" из столицы, занялись вопросом, но неактивно.
- Деньги нам должно выплачивать "Основание", именно с ним у нас заключен договор. Руководители этого коммунального предприятия прислали нам письмо, что будут погашать задолженность по 32 тысячи в месяц. По этим расчетам получается, что долг они выплатят только в 2014 году, - добавил Владимир Омельяненко. - С 12 ноября по 18 декабря не поступило ни копейки.
Всего за кабинами в запорожских многоэтажках следят четыре предприятия: ЧП "Вира XXI", КП "Лифт", "Вертикаль 7" и "Укрбеллифт". Долги у жилищников есть перед всеми фирмами, но перед двумя последними они самые большие.
Корень зла в тарифах?
Горожане платят за содержание дома и придомовой территории сравнительно исправно – 90-95% всех квитанций погашены. Куда же, собственно, тогда идут деньги (25 копеек с метра квадратного), которые были заложены в тарифах на обслуживание подъемников?
В "Основании" говорят, что до конца года однозначно не смогут рассчитаться с лифтовиками – нет средств. Но пообещали в следующем году уладить финансовый вопрос. Причину столь удручающей ситуации с лифтовым хозяйством жилищники видят в низких тарифах. В Запорожье в месяц на обслуживание подъемника тратят около 200 гривен, когда как в Киеве, Днепропетровске от 500 до 800.
То, что горожане в скором будущем будут ходить пешком, - еще полбеды (хотя попробуйте это сказать жителям многоэтажек с колясками или на костылях!). Главное, чтобы такое отношение к лифтам не закончилось трагедией. Запорожцы помнят гибель 20-летней Яны Лепехиной. В январе 2010-го она пыталась зайти в кабину, но двери неожиданно закрылись, зажав девушку между первым и вторым этажами. Несчастная умерла от болевого шока. Яна была на 5 месяце беременности.
А в марте 2012-го в дверях лифта зажало детскую коляску, кабина стала подниматься вверх. Пока женщина в ужасе пыталась вырвать коляску из тисков, малыш упал в шахту. Мать в отчаянии прыгнула вслед за сыном. Слава Богу, тогда поездка на лифте закончилась без жертв.
Конкретно
В Запорожье 3129 лифтов, практически 60% уже отжили свое, у них давно закончился срок эксплуатации – 25 лет. Но они продолжают работать. Их ремонтируют, специальная комиссия проверяет и продлевает "трудоспособность" подъемников еще на несколько месяцев. Сейчас в городе остановили на капитальный ремонт 29 лифтов.