"Как тебя зовут? Алена? Такую красавицу не могут так звать. Если ты станешь Аленой, тебе нужно паковать чемоданы и ехать в Московию".
Эту фразу произнесла пару лет назад член политсовета ВО "Свобода" Ирина Фарион, общаясь с детками одного из львовских детсадиков. Видеозапись утренника, оказавшаяся в Интернете, спровоцировала тогда колоссальный скандал. Шутка ли - малышей фактически разделили на "хороших" (с украинскими именами Марко, Юрчик, Софийка) и "русских" (Алена, Миша)…
Слова о "Московии" всплыли в памяти машинально, когда в первый же день заседания парламента увидел "члена политсовета" в кулуарах. Ирина Фарион заседает в Верховной Раде, пройдя по мажоритарному округу от все той же "Свободы". Депутат мягко улыбалась на камеру, рассуждая с дивным галицким выговором на тему практической пользы национализма для возрождения экономики. Почему-то сразу подумалось, что именно национальный вопрос - в языковом выражении - станет той темой, которая расколет Верховную Раду. Мало ли в парламенте депутатов, в чьих именах ухо Фарион уловит звуки чуждой речи?
Оказалось, я не ошибся. Первые звоночки уже прозвучали - от русскоязычного руководства парламента и простых депутатов ультимативно потребовали говорить исключительно "рідною мовою", оставляя "язык оккупантов" за пределами высшего законодательного органа. Даже Николаю Азарову пришлось отвечать: украинский-де выучу, только дайте время.
Своей цели таки добились: новоизбранный спикер Владимир Рыбак демонстративно заговорил по-украински. Сопротивляться рискнули только автор закона о "региональном" статусе русского языка Вадим Колесниченко, с трибуны упрекнувший "свободовцев" в узости мышления (был публично освистан), и Сергей Тигипко. И.о. вице-премьера отметил, что, перековывая язык на мову, можно добиться обратного эффекта - многие депутаты, даже владеющие украинским, откажутся на нем говорить. "А будут настаивать - заблокируем трибуну", - добавил он.
Пока дискуссия не перешла разумные пределы, хочется заметить, что "маленький украинец", оплачивающий "отсидку" депутатов в Раде своими налогами, ждет от них вовсе не этого. Для избирателя важно, чтобы представляющий его в парламенте депутат принимал законы. Будет ли он это делать на русском, суахили или урду - особого значения не имеет. А пока в Раде действует язык ультиматумов, она не сможет собраться и на два часа "полезного времени".