В Америке успешный президент должен быть немножко чокнутым

Ученые составили психологический портрет настоящего вождя.

БЕССТРАШНОЕ ГОСПОДСТВО

Американские психологи проанализировали политические достижения 43 своих президентов - от Джорджа Вашингтона до Буша-младшего. Изучили их психологические портреты, пользуясь историческими хрониками и биографиями. И пришли к обескураживающему выводу: чтобы увлекать за собой народные массы, зажигать их идеями и побуждать к свершениям, вождь должен быть чуть-чуть психопатом.

- Речь, конечно же, не идет о диагнозе,  - сразу уточняет один из авторов исследования, профессор психологии Скотт Лилиенфелд из Университета Эмори (Атланта). - Имеются в виду всего лишь некоторые психопатические черты, в той или иной мере свойственные нормальным людям. Например: эгоизм, напускное обаяние, черствость и иммунитет к беспокойству. Кроме того, психопаты, как правило, убеждены в своей невиновности во всем, что бы ни происходило.

Самая же главная психопатическая черта, которая присуща всем успешным вождям, - это "бесстрашное господство". Под этим термином специалисты подразумевают отчаянную или даже аномальную храбрость, которая позволяет президентам не опасаться физических или социальных опасностей так сильно, как это пугает большинство обывателей. Например, одним из своих самых ярких безрассудных поступков Теодор Рузвельт отличился в 1912 году. Когда он во время предвыборной гонки выступал с речью в Милуоки, в него выстрелил террорист. Но, истекая кровью, все же закончил доклад и лишь затем дал себя отвезти в больницу.

- "Бесстрашное господство", конечно, может привести к тоталитаризму и даже к насилию, - предполагает ученый.

Но американцев бог миловал в этом смысле - оно воплощалось в умелое руководство в условиях кризиса. 

Главы Белого дома в основном уверенно справлялись с финансовыми потрясениями, с природными катаклизмами вроде недавнего разрушительного урагана "Сэнди" да и с ядерными угрозами.

- Чем сильнее психопатические черты были выражены у того или иного политика, - поды­тоживает профессор Лилиенфелд, - тем лучше ему удавалось справляться со своими обязанностями. 

Какие еще черты отличают лидеров?

 

Кстати, те люди, кто удосужился родиться с этим набором качеств, но не смог стать президентом или просто политиком, как правило, находят себя в других рисковых профессиях: пожарный, полицейский, бизнесмен, юрист, военный или легкоатлет.  

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Профессор психологии и автор книги "Психология личностных качеств"

Юрий ЩЕРБАТЫХ:

- Когда мы даем анализ личности политиков, нужно понимать, что о настоящей психопатии речь идет очень редко. Примером такого рода является диагноз "паранойя", по одной из исторических версий, поставленный Сталину известным русским психиатром Владимиром Бехтеревым, после чего великий психиатр скоропостижно умер, "отравившись несвежими консервами".

В общем, когда мы рассматриваем особенности личности политиков, то лучше говорить не о психопатии, а об акцентуации их личностей. Данным термином в психиатрии обозначают крайнюю границу нормы, граничащей с патологией, но не переступающей ее. Ведь не существует четкой границы между подозрительностью и паранойей или между демонстративным поведением и истерическим расстройством.

Кстати, демонстративным поведением обладали и обладают многие политики - например, Керенский, Муссолини, Жириновский и ряд других. Эта черта не только не мешала им делать карьеру, а, наоборот, привлекала достаточное число приверженцев, которых они заражали своими чрезвычайно эмоциональными выступлениями.

Подозрительность, которая свойственна вождям, как акцентуация характера, также имеет свои плюсы, так как помогает своевременно выявлять и устранять возможных конкурентов. А например, эпилептоидное расстройство, которому, помимо прочего, свойственны трудолюбие, деспотизм и отсутствие жалости к людям, было свойственно Наполеону и Ленину.

Что касается бесстрашия некоторых политиков, то для них это действительно полезный вид акцентуации,  если он не переходит в авантюризм. Например, Гитлер был бесстрашным солдатом во время Первой мировой войны. Но когда он стал вождем нации, его авантюризм послужил плохую службу как его собственному народу, так и другим странам. Примером наших собственных безбашенных политиков является Никита Хрущев, который чуть не погубил планету во времена Карибского кризиса.

Если посмотреть на вождей и политиков всех времен и народов, то у них можно обнаружить разные акцентуации личности, но одни (авантюрные, параноидальные, садистские, истерические и эпилептоидные) встречаются чаще, а другие (тревожные, депрессивные и шизоидные) реже. 

КСТАТИ 

Политическая биология

Политические взгляды, скорее всего, - продукт не сознательных решений, а врожденного темперамента. 

Так заявила международная группа ученых, опубликовывавших результаты своего исследования в одном из последних номеров солидного научного журнала NewScientist. "Ведь еще в 1980-х годах генетики доказали, что однояйцевые близнецы чаще имеют сходные политические взгляды, чем разнояйцевые, - пишут авторы статьи. - А сегодня в ходе поиска конкретных генов, отвечающих за либерализм и консерватизм, выяснилось, к примеру, что вариант 7R гена рецептора дофамина DRD4 связан с тягой к новизне, свободомыслию, а значит - и либерализмом". А про биологическую природу консерваторов пока известно лишь то, что у них больше серого вещества в правой миндалевидной железе, связанной с реакцией на угрозу и сильными эмоциями.

В общем, ученые уверены: консерваторы и либералы - это два разных типа людей, которых отличают не столько принципы, сколько характер и генетика. Вот несколько характеристик.

Рональд Рейган. Фото: globallookpress.com. 

ПОРТРЕТ КОНСЕРВАТОРА

 

Джон Кеннеди. Фото: globallookpress.com.

ПОРТРЕТ ЛИБЕРАЛА