Генерал-архитектор с протянутой рукой

Драматическая судьба военного инженера Николая Чекмарева, возводившего школьные здания на Киевщине, оставила след в местных архивах.

СТРОИТЕЛЬ ГИМНАЗИЙ

В позапрошлом столетии Киев обогатился несколькими солидными зданиями учебных заведений. Некоторые из них до сих пор служат задачам образования. К примеру, нынешнее помещение Национального транспортного университета на площади Славы было построено в 1880-е годы для 5-й (Печерской) мужской гимназии. Правда, с тех пор его реконструировали до неузнаваемости. Зато здание бывшей 4-й гимназии, что на Красноармейской (Большой Васильковской), 96, в основном сохранило свое убранство конца XIX века в духе неоренессанса. В советское время его использовали для школы КГБ, да и сейчас там располагается спецназ СБУ. 

Автором проектов обоих названных строений был зодчий Николай Чекмарев. Сын дворянина, он окончил инженерное училище и академию в Петербурге. Ему довелось служить при Киевской крепости (с перерывом на Русско-турецкую войну 1877-1878 гг., где Чекмарев в сражениях удостоился боевых орденов). А в 1880-м он по совместительству занял должность штатного архитектора Киевского учебного округа. 

На новом посту военный инженер осуществил множество построек в разных городах и местечках. В 1894-м инженер-полковник Чекмарев был переведен в офицеры запаса, сосредоточившись на строительстве учебных заведений. Сверх того, он выполнял частные заказы, став автором нескольких жилых зданий Киева - среди них внушительный, эффектно оформленный доходный дом генерала Павлова на улице Пушкинской, 33.

Творения Чекмарева: 4-я Киевская гимназия (с открытки начала ХХ в.)... 

НА ОФИЦЕРСКУЮ ПЕНСИЮ

Но вот в июне 1898 года Николай Чекмарев сообщил попечителю Киевского округа Владимиру Вельяминову-Зернову о том, что хотел бы вернуться на действительную военную службу. Как ни жаль было терять ценного служащего, попечитель согласился помочь в этом, поддержав просьбу зодчего перед генерал-губернатором Михаилом Драгомировым. "Многолетняя служебная деятельность полковника Чекмарева, - писал Вельяминов-Зернов Драгомирову, - выразившаяся в ряде прекрасно возведенных им зданий учебных заведений округа, в его честном и рачительном отношении к службе, а также выдающиеся способности и серьезное знание своего дела, обязывают меня по долгу справедливости возбудить перед Вашим Высокопревосходительством вышеозначенное ходатайство". Со следующего года Чекмарев снова был причислен к Главному инженерному управлению.

Однако долго продолжать службу Николай Иванович не стал и вскоре вышел в отставку. Зачем же ему потребовалось срочно уходить из ведомства народного просвещения? Ответ напрашивается сам собой, если учесть, что как раз в 1898 году были существенно повышены пенсии для офицеров. Выслуга лет у Чекмарева была немалая, к тому же он участвовал в боевых действиях. На прощание полковника, по обычаю тех лет, наградили следующим чином, так что он вышел в отставку в генеральском звании.

Отставной генерал-майор Чекмарев жил в местечке Гостомле (Гостомеле) под Киевом. Там его жене Анастасии - урожденной Красовской, дочери одного из крупнейших на Киевщине помещиков и землевладельцев - принадлежало имение, названное "Чекмаревка". Семья Чекмаревых получала доход от аренды пахотных земель и сенокосов. Не забывая о своей профессии, Николай Иванович выполнял для местечка проекты разных общественных построек. Но в 1917 году, как сказано в одном фильме, "пришел гегемон, и все пошло прахом".

... и бывшая 5-я Киевская гимназия (фото 1930-х гг.). 

ЗАКАТ ОДИНОКОГО ПОМЕЩИКА

О том, что принесли революционные события почтенному генералу, можно узнать из заявления священника Гостомельской Покровской церкви отца Андрея Креминского. Его огласили в декабре 1920 года на сходе местной общины. Приводим этот выразительный документ в орфографии подлинника: 

"Я получив од Н. И. Чекмарева письмо, в котрім він прохае мене просить Гостомльске Общество помогти ему харчами и дровами, иначе він помре від голоду и холоду, бо вже він збув все до посліднеі одежини. Прохае або дати ему дров и харчів в Киів, або дати ему можливість поселитися в Гостомлі и тут дати помічь дровами и харчами. Прохаю общество обсудити це діло и дати отвіт Чекмареву. Мій же обов’язок був передати Обществу его прохання. Чекмарев пище, що він ріднею, навіть и сином, покинутий и зістався одиноким".

Как видим, в пору бурных перемен зодчий, которому пошел уже восьмой десяток, оказался в Киеве. Жена его умерла в ноябре 1919 года. Положение отставного генерала было более чем плачевным. Но Чекмарев, несмотря на свой статус гостомельского помещика, пользовался сочувствием местной общины.

И Николаю Ивановичу удалось снова поселиться в Гостомеле и даже выхлопотать себе пенсию, поскольку службы социального обеспечения признали старика инвалидом. В период нэпа зодчего разыскала проживавшая за границей племянница и прислала ему небольшое пособие. В апреле 1925 года Николай Чекмарев решил перебраться в съемную комнатку в дачном поселке Буча по соседству с Гостомелем. Но тут-то им заинтересовалась некая "міжурядницька комісія", занимавшаяся выявлением "чуждых элементов" в среде трудящихся. Буквально под самый Новый год 31 декабря она приняла решение по поводу "виселення бувшого поміщика Чикмарьова Миколая Івановича з села Буча-Лісова Гостомельського району", несмотря на заверения 76-летнего старика, что "він переселитися нікуда не може і абсолютно не має засобів до життя". К счастью, в окружном исполкоме нашлись все же здравомыслящие люди, которые 13 января 1926 года наложили на протокол свою резолюцию: не выселять. 

Судя по всему, престарелому зодчему дали возможность спокойно дожить свой век. Потом его надолго забыли. Но теперь архивные документы и уцелевшие постройки позволяют нам снова вспомнить об архитекторе, возводившем школы, и о его нелегкой судьбе. 

К сожалению, фотопортреты архитектора не сохранились. Покровская церковь в Гостомеле. Фото: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ.

КНИЖНАЯ ПОЛКА 

Более подробный рассказ о Николае Чекмареве, а также о десятках других архитекторов и о знаменитых киевских домах, можно найти в новой книге нашего постоянного автора Михаила Кальницкого "Зодчество и зодчие". Она входит в серию "Киевские истории", выпускаемую издательством "ВАРТО". Книга будет представлена на выставке-ярмарке "Книжкові Контракти 2012" в Украинском доме 15-18 декабря.