Вице-премьер-министр Александр Кузьмук: Сын догнал меня по количеству звезд на погонах

Экс-министр обороны Украины более часа отвечал на вопросы читателей «КП»

Экс-министр обороны Украины более часа отвечал на вопросы читателей «КП»

С Гриценко созваниваюсь каждый день

- Добрый день, меня зовут Алла, звоню из Киева. Скажите, как вам работается с министром обороны Анатолием Гриценко? Существуют ли вопросы, в которых у вас принципиально разная позиция, и можете ли вы отменять его приказы?

- У нас конструктивные отношения, мы разговариваем по телефону практически каждый день. Есть вопросы, которые необходимо решать немедленно, и мы это делаем. Так же я работаю и с министром внутренних дел, и с председателем госпогранслужбы, и со всем силовым блоком. Моя позиция такова: кризисы приходят и уходят, персоны приходят и уходят, а украинское государство и народ - вечные. Поэтому я не допускаю, чтоб силовики делились на мушкетеров короля и гвардейцев кардинала. Есть общая задача, есть страна, и ее должны выполнять все. Приказы же министра обороны могут отменить только президент Украины, как главнокомандующий, и суд.

- Алло. Это беспокоит Евгений из Днепропетровска. Своими недавними решениями президент подчинил себе внутренние войска. Вы считаете это правильным?

- Я не хотел бы комментировать указ президента, все-таки я человек военный и государственный. Указ выполняется. Но он спровоцировал юридический парадокс, поскольку прошлый указ - тот, в котором внутренние войска подчинены Министерству внутренних дел - не был отменен. В итоге внутренние войска оказались в очень сложном положении - там и финансовое, материальное, техническое обеспечение, и самое главное - несение службы.

Есть еще одна проблема: войска - не правоохранительный орган, это военнослужащие, а в 17-й статье Конституции четко написано, что никто не имеет права применять военнослужащих для ограничения прав и свобод человека, даже президент. И вот представьте, что внутренние войска направляются для поддержки общественного порядка и останавливают или задерживают людей. А это уже ограничение, то есть прямое нарушение Конституции, и военные становятся преступниками. К слову, то, что происходило в Генпрокуратуре, было первой попыткой столкновения. Я вообще преклоняюсь перед офицерами ВСУ, которые оказались умнее политиков. Хоть часть из них и сидит в СИЗО, они не виноваты - в такое положение их поставило управление госохраны и МВД.

Прослушка - наш комплекс неполноценности

- Добрый день. Это Лена из Львова. Некоторые политики опасаются, что их разговоры прослушивают, а в Интернете даже появилась запись разговора людей, чьи голоса похожи на голоса Ющенко и Саакашвили. Это шпиономания или есть реальная опасность? Не боитесь подобных провокаций против Кабмина?

Я отнес бы прослушку к украинскому комплексу - к сожалению, комплексу неполноценности. Старт дал известный вам майор Мельниченко, а развитие техники, ее доступность и продажность некоторых «посадових осiб» привели к тому, что прослушка стала модной и тотальной. Коммерческие структуры могут прослушивать своих конкурентов, а специалисты в этой сфере не брезгуют деньгами и готовы прослушивать кого угодно.

- А как с этим бороться?

- Прослушку можно преодолеть только законным способом - есть соответствующие законы. А вот спецслужбы, в первую очередь СБУ, МВД и прокуратура, должны сосредоточить свои усилия по выявлению «ушей» и не оставлять случаи безнаказанными, карать очень жестко. Люди не должны оглядываться и разговаривать шепотом, они должны нормально общаться, иначе мы скатимся в 30-е годы.

- Здравствуйте, это звонит Алексей из Керчи. Вы утверждаете, что в октябре 2001 года украинская ракета не сбивала над Черным морем российский авиалайнер. А будет ли когда-нибудь завершено расследование?

- Хорошо, что эта тема не закончилась: если бы на катастрофе поставили точку, наша страна навсегда была бы опозорена. Ведь наши вооруженные силы по российскому самолету не стреляли, это я могу сказать твердо. Думаю, в ближайшее время украинский народ узнает всю правду о трагедии над Черным морем. Это дело рассматривает прокуратура, и могу сказать одно: некоторые вещи удивительны даже для меня, хотя я с этой трагедией живу уже шесть лет и, казалось бы, знаю все.

Моя первая любовь - танки

- Алло. Меня зовут Алена, звоню из Одессы. Александр Иванович, а это правда, что в бытность министром обороны вы во время официальных визитов за границу водили танк?

- Было дело. В Великобритании мне демонстрировали новую технику на полигоне, в том числе и новый танк. Я, конечно, не мог себе отказать в удовольствии хоть немножко изучить, что ж там такого нового. И вот я сел в танк и сделал круг. Сразу подбежали журналисты, начали расспрашивать: «Как вы себя чувствуете?». Говорю: «Я помолодел на 15 лет». Они снова спросили: «Такой хороший танк?» - «Нет, он на столько отстал от нашего».

Я всегда изучаю, какие новинки есть у соседей, а танки - это хобби, как первая любовь. В мире нет современных танков, которые я не изучил и не объездил бы лично.

- Прямая линия? Это Катерина из Киева. Военные говорят, что сын генерала также должен стать генералом. А кем станет ваш сын Иван?

- Вообще-то он уже догнал меня по количеству звездочек на погонах: у меня одна, у него тоже. Правда, размер разный - он майор. Иван решил стать военным врачом. Это его собственное решение - я никогда не влиял на его выбор, ведь Иван всегда старался подчеркнуть, что у него воспитание другое - он не из «генеральских сынков».

Сын прошел серьезную школу: в самый серьезный момент Боснийского конфликта отправился туда добровольцем, где воевал в качестве врача и офицера. Мало кто знает, что полсрока, проведенного в Боснии, он не получал зарплату - у нас был контингент 400 человек, а он был 401-м. Получил довольствие только после того, как один из офицеров уехал домой по болезни.

- Здравствуйте! Это Николай из Кривого Рога. Слышал, что вы заядлый рыбак. А как часто у вас получается порыбачить?

- Вы знаете, я не просто заядлый, я страстный рыбак и очень доволен тем, что у меня такое пристрастие. Увы, в последнее время выбираюсь не часто, но главное ведь не в том, чтобы ездить часто. Я, например, получаю удовольствие от того, что долго собираюсь на рыбалку: снасти готовлю неделями и даже месяцами, а потом бывает так, что не получилось и поехать. Зато когда выезжаю - получаю огромное удовольствие.

- А куда вы ездите?

- Река Сула в Полтавской области. Приглашаю!

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Александр Кузьмук родился 17 апреля 1954 года в селе Дятиловка Хмельницкой области. Окончил Харьковское гвардейское танковое командное училище. С 1975-го до 1995 года прошел путь от командира танкового взвода до командующего армейским корпусом. С июля 1996-го по ноябрь 2001-го - министр обороны Украины. 25 мая 2007 года назначен вице-премьер-министром Украины по вопросам национальной безопасности и обороны.