Львовянки первыми надели брюки, а по проспекту Свободы передвигались на лодках

"Комсомолка" продолжает публикацию авторских экскурсий от известного львововеда Илька Лемка.

Раньше на месте Оперного театра были непроходимые чащи и болота.

Сегодня мы представим историю австрийского периода - "Львов при старушке Австрии".

Нашим изобретением до сих пор пользуются жители Амазонки

XIXвек стал очень насыщенным в истории Львова. Многие важные события впервые происходили именно здесь. К примеру, именно в нашем городе прошел первый в Украине футбольный матч, здесь появилась первая политическая партия европейского типа –русско-украинская радикальная, здесь начал работать первый украинский лагерь, открыт первый Национальный музей Украины, первая Всеукраинская художественная выставка, первая европейская галерея искусств, первые всевозможные спортивные соревнования в Украине также прошли во Львове. Впервые среди украинских женщин начали носить штаны именно львовянки.

Одна из интереснейших львовских находок мирового значения из австрийского времени ­ это изобретение керосиновой лампы. Что интересно, треть мира до сих пор пользуется этим изобретением, к примеру, жители района Амазонки.

В один из зимних вечеров на улице Коперника (тогда еще она называлась Широкой) в аптеке завязался разговор между ее владельцем, венгром Петером Микулашем, и его знакомым из Борислава. Знакомый убеждал Микулаша, что из нефти можно добыть водку. Микулаш не верил, но потом решил позвать своих двух аптекарей и дал им такое задание – изготовить из нефти спирт или водку.

После нескольких месяцев работы они извлекли из нефти некий продукт, но отнюдь не тот, о котором их просили. Это оказался керосин. На то время в мире не было такого искусственного источника света, который бы не коптил, не обладал бы резким запахом и - безопасный.  В те времена улицы города освещали сальными фонарями. Когда их зажигали,  львовяне разбегались - если бы капля попала на одежду, отстирать ее было уже невозможно. А керосин не коптил, был почти без запаха и горел ровным светом. Тогда же во Львове провели первую операцию при свете керосиновой лампы. Шпиталь, как тогда называли больницы, закупил полтонны нефти, и эта покупка стала первой в мире нефтяной сделкой.

Львововед Ильк Лемка.

На проспекте Свободы стреляли уток

Весьма интересна история центрального проспекта Свободы. Чуть больше, чем 200 лет назад, здесь были чащи и болото, а наши предки могли передвигаться  по нынешнему проспекту только на лодках. Здесь они отстреливали диких уток.

На том месте, где сейчас площадь Мицкевича, протекала Полтва, а напротив памятника польскому поэту, где теперь отель, был очень красивый каменный мостик. Тогда эта площадь называлась Марийской. А на месте памятника тогда был остров, где львовяне построили часовню Матери Божьей из Лоретты. В середине XIXвека реку пустили под землю, и Львов фактически лишился своего водоема. Но зато приобрел одну из наиболее совершенных канализационных систем Европы, которая до сих пор служит нам.

Когда Полтву опустили вниз,  на Марийской площади установили фигуру Девы Марии, которую купили в Мюнхене.  Она стояла на территории чуть позади нынешнего памятника Мицкевичу.  А потом на этом месте пробился источник.  В 1904 году поляки захотели поставить здесь памятник Адаму Мицкевичу,  причем именно там, где стояла фигура Матери Божьей. Фигуру перенесли, но ставить ее на место, где течет Полтва, было опасно,  поэтому ее опять перенесли.  При Советской власти после Второй мировой войны фигуру сняли и перенесли в часовню Боимов, а сейчас она хранится в церкви Св. Андрея. Та, что мы видим сейчас, - это ее копия, которую установили в 1997 году.

1 мая 1950 года здесь был открыт фонтан со скульптурами морских чудовищ, который простоял до падения Советской власти. Его можно увидеть на старых фотографиях. В 1997 году сюда вернули копию статуи Матери Божьей.

Интересна история нынешнего Дома книги, который стоит на углу площади Мицкевича. Его начали строить до начала Первой мировой войны и закончили примерно в 1921 году.  Его хозяин был владельцем самой крупной строительной фирмы, но был скуп и жалел даже 20 грошей на трамвай.  Говорят, он всю жизнь  питался одной картошкой с маслом.

Кстати

"Здание-монстр" - Ратушу - хотели снести

В те времена постройку новых зданий во Львове не приветствовали. Когда в стиле казенного австрийского классицизма построили Ратушу, львовяне на нее плевались, вспоминая то красивое ренессансное здание, которое развалилось в 1826 году. Они просто не могли прийти в себя от шока, и так продолжалось 70 лет.  Новую Ратушу считали уродливой и отвратительной, говорили, что она съедает все пространство, что это просто ужасный прямоугольник с "дымоходом". И в начале XXвека даже были вполне реальные планы перестроить ее.

Кстати, так же было и с Домом книги. Хозяин пообещал, что здание не будет закрывать вид на Латинский собор с площади Мицкевича, а по высоте оно не будет превышать сам памятник поэту. Но он обманул львовян.

 В 1910 году приняли закон, что в центре Львова нельзя строить дома выше четвертого этажа. А Дом книги, как известно, семиэтажный. Первый этаж хозяин дома не посчитал жилым, второй – также, а уже над четвертым этажом располагалась мансарда, которая также не считалась этажом. Так и получилось, что владелец строительной фирмы вполне законно построил в центре города семиэтажный особняк, который, естественно, закрыл весь вид с площади Мицкевича на площадь Рынок и Ратушу.

Вместо послесловия

Мировые войны помогли сохранить архитектуру

Вообще-то Вторая мировая война спасла Львов. Почему? Потому, что уже в 1939 году власти планировали уничтожить буржуазный темный город помещиков с узкими улицами и серыми домами, а вместо них построить широкие проспекты со стометровым памятником Ленину и пятидесятиметровым памятником Сталину на Высоком замке. Но когда началась война, властям уже было не до этих перестроек, и, к счастью, Львов уцелел.

Также Львов удалось сохранить и, как бы странно это ни звучало, благодаря Первой мировой войне. До конца XIX века здесь было много домов в стиле историзма, в стиле неоренессанса, необарокко, неоготики. Это были абсолютно фантастические здания. В начале XXвека во Львов, как и во всю Европу, ворвалась сецессия. Дома в этом стиле были более комфортабельными - с высокими потолками, с бытовыми удобствами. Тогда в мире наблюдался экономический  подъем, и люди начали строить здания в стиле сецессии.

К примеру, вместо дома на углу улиц Валовой и Галицкой было здание в стиле классицизма, которое простояло всего 20 лет. Дома в стиле классицизма, которые могли простоять еще 200-300 лет,  запросто демонтировали и ставили вместо них сецессионные.  И, если бы не началась Первая мировая война, которая остановила этот экономический бум, у нас бы сейчас не было столько красивых зданий.