Торговые точки выполняют "антитабачный" закон, но требуют его улучшения

Закон №3778-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий" действует в нашей стране уже более двух месяцев.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ

Напомним, новый закон вносит изменения в два уже действующие законы Украины - "О мерах по предотвращению и снижению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения" и "О рекламе". Наверное, пришло время подводить первые итоги. 

Как утверждает Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей, осуществляющая контроль за выполнением ЗУ №3778, торговые точки стараются как можно дисциплинированнее выполнять требования закона. Однако уже в первые недели работы в новом правовом поле предприниматели столкнулись с жесткими реалиями динамичного украинского законодательства. Практика показала, что внесенные изменения противоречат друг другу и не предоставляют четких определений основных терминов. 

А цена "ошибки" предпринимателя составляет от 30 тысяч до 50 тысяч гривен за каждый факт нарушения. Представители торговли табачными изделиями сетуют, что такие санкции в случае реализации грозят закрытием многим торговым точкам, представляющим сектор малого бизнеса.

Предприниматели опасаются и того, что такой закон станет благодатным полем для коррупционеров. 

- На фоне штрафа в 30 000 гривен речь может идти о вымогательстве менее значимых сумм, для того чтобы, условно говоря, "закрыть глаза" на некое правонарушение. Это одна из основных проблем данного закона, - уверен Геннадий Черевко, представитель ОО "Правозахист", защищающего интересы многочисленного киевского малого бизнеса. 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСИНСПЕКЦИИ ПООБЩАЛИСЬ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Именно поэтому, стараясь своевременно реагировать на просьбы предпринимателей, Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей предоставила разъяснения относительно нового закона. Более того, представители инспекции специально встречались с предпринимателями во время семинаров и круглых столов, на которых отвечали на наиболее популярные вопросы. Речь шла о количестве товара на витрине, о ценниках, вывесках и табличках, разъяснениях покупателям и так далее.

Обсуждение закона, в первую очередь с контролирующими органами, дает положительный эффект. А еще оно четко сигнализирует о несовершенстве закона
№ 3778, указывает на его огрехи и пробелы, говорит о необходимости его усовершенствования. Одним из результатов диалога, состоявшегося недавно в Симферополе, стало понимание необходимости принятия законодательного акта, который помог бы разрешить существующие противоречия и снять напряжение в бизнес-сообществе. Предприниматели поддержали законопроект №11170, поданый народным депутатом Артемом Синицей, который предлагает уточнить спорные положения нового закона.   

Противники курения опасались, что проект А. Синицы может вернуть рекламу табачных изделий в точки продаж и дать табачным компаниям возможность для маркетинга. Но юристы утверждают, что их опасения безосновательны. 

СМЯГЧЕНИЯ ЗАПРЕТА НЕ БУДЕТ!

- Законопроект №11170 позволит более четко определить разрешенные и запрещенные виды деятельности. Запрещена реклама, направленная на конечного потребителя. В то же время разрешается стимулирование продажи табачных изделий в рамках хозяйственных отношений между производителем и субъектом хозяйствования, занимающимся торговлей табачными изделиями, - говорит Владимир Монастырский, партнер международной юридической фирмы Salans. 

Юрист считает, что это не может привести к смягчению запрета на рекламу табачных изделий.

Кроме того, документ предлагает упростить порядок выдачи и продления действия лицензии на право торговли табачными изделиями и ввести аннулирование лицензии за реализацию табачных изделий с поддельными акцизными марками (на сегодняшний день лицензия аннулируется только в случае отсутствия марки). Еще одно предложенное изменение касается разрешения на благотворительность и социальную активность табачных компаний без упоминания торговых марок, которые запрещены новым законодательством. 

Законопроект устанавливает более четкие и понятные взаимоотношения участников рынка, и это именно то, чего ждет украинский бизнес. 

- Мы убеждены, что сегодня очень важно установить четкие и понятные правила игры для украинского бизнеса. Это позволит избежать немотивированных проверок и наложения штрафов на малый бизнес, - заверил представитель общественной организации "За европейский город" Юрий Бевзан. - Недавно принятый закон о запрете рекламы - яркий пример того, как одним неверным и поспешным шагом можно запугать операторов рынка и поставить под угрозу работу сотен тысяч украинских предпринимателей.