Валерий Борзов - культовая фигура в мире легкоатлетов. В 1972 году он не только завоевал три чемпионские медали, но и показал всем, что на дистанции 100 метров спортсмен в состоянии контролировать свою скорость и быстро реагировать на то, что происходит на беговой дорожке. Именно с этого достойного человека и начинается наш цикл материалов, посвященных 35-летию Олимпийских игр в Мюнхене.
Сейчас ходят в церковь, а тогда - в мавзолей
- Валерий Филиппович, говорят, что частью подготовки сборной Союза к Олимпиаде-72 было посещение мавзолея Ленина. Зачем вас туда водили?
- Старались возбудить чувство патриотизма, гордости. Они считали, что это может влиять на конечный результат.
- И что, мавзолей вас возбудил?
- Возбудил не возбудил… В то время - это была святыня, прикоснуться к которой значило то же, что сегодня перекреститься. Сейчас ходят в церковь, а тогда - в мавзолей.
- А с кем вы жили в Олимпийской деревне?
- Нас жило в одной комнате 6 человек: я, Авилов (десятиборец), Аржанов (бегун), Санеев (легкоатлет), Бондарчук (метатель молота) и еще кто-то. Шестого не помню. Все известные спортсмены. Потом ее назвали «комнатой чемпионов». Из нее волею судеб вышли сразу несколько чемпионов и призеров Олимпийских игр.
- Чем вас там кормили?
- Уже тогда у немцев была хорошо развита диетология. Они понимали, что у спортсменов питание должно быть раздельным. Вот и поделили свою столовую или кухню, не знаю, как точнее это место назвать, на сектора. Там было прямо обозначено, что этот рацион - для спринтеров, этот - для метателей и т.д.
- Вас в Мюнхене прозвали Роботом. Почему?
- Потому что я носил маску безразличия. Смысл был в том, чтобы мой соперник не прочитал у меня на лице никакой информации. Неизвестность создает у противника больше волнения, нежели любая информация, положительная или отрицательная. Поэтому на моем лице ничего не было написано. И это мне создавало удобный психологический имидж, который был для меня очень выгодным и удачным.
- Спортсмены - народ суеверный. У вас как с этим обстоит?
- Я запомнил, что предшествовало моим самым крупным победам, и потом стал повторять этот процесс перед каждым ответственным соревнованием. Это сбор сумки, в которой должно быть все на случай ветра, дождя, жары, на случай, если украдут тапочки. Все что положено. Это и стало моим ритуалом, как у кого-то встать с левой ноги.
Прогулка во время теракта
- Олимпиада-72 запомнилась еще и из-за теракта, который произошел прямо в Олимпийской деревне. Где вы были и что делали, когда ворвались террористы?
- В ту ночь мне не спалось. Поэтому я пошел прогуляться. И в 4 часа утра увидел, как эти люди перепрыгивали через забор. Они были в каких-то стареньких костюмчиках под горло с начесом. И на плече у каждого было по автомату Калашникова. Но тогда я подумал, что это полиция проводит учения. А уже утром нам сообщили о том, что палестинцы захватили израильскую делегацию и в Олимпийской деревне ввели особый режим. Нам запретили покидать территорию лагеря и без разрешения не позволяли никуда ходить.
- И это все меры предосторожности?!
- Когда появились первые жертвы, то на всех близлежащих высоких точках появились вооруженные люди из спецслужбы Германии. Кроме того, у каждой делегации была служба безопасности, которая опекала представителей своей страны.
Потом вдруг появилась информация, что я пропал с территории Олимпийской деревни. Эту новость сообщили по телевидению в Германии. Затем они передали, что я попросил политического убежища.
Но я никуда не пропадал. Все время был на месте. Но несмотря на это, ко мне приставили человека из КГБ. Он все время присматривал за мной. Мы с ним потом подружились и даже позже поддерживали связь.
- То есть оснований для такого сообщения у немецкого телевидения не было?
- Абсолютно! Я подозреваю, что это нужно было для того, чтобы выбить меня из равновесия. Были тогда заинтересованные в этом деле люди. Но у них ничего не получилось.
Тогда они решили действовать по-другому. Прислали в адрес нашего штаба пакет. Как потом выяснилось, там была пластиковая бомба. Но тогда его никто вскрывать не стал, насторожили маслянистые пятна на поверхности бумаги. Поэтому его сразу отдали полиции.
- Это снова вас не зацепило?
- Нет. Потом я выиграл вторую медаль в беге на 200 метров. Одно к другому - и я стал там популярным человеком. Скажем так, все это создало мне определенный имидж.
Собака на память
- Как в Союзе вас отметили за ваши достижения?
- После Олимпиады многие ребята получили высокие государственные награды. В том числе и орден Ленина. Его давали тем, кто привез не одну, а несколько золотых медалей. Среди них был и я.
- Что-то из Германии как сувенир увезли с собой?
- Эстафетную палочку и собаку Вальди. Это такая игрушечная такса, которая была талисманом той Олимпиады.
- А если говорить о потерях, которые понесли после Мюнхена?
- Разве что в весе. Когда уезжал, то весил 84 кг, а вернулся - 78 кг. Это не водичка, а реальные потери. Это мне стоило трех чемпионских медалей.
Горка медалей
- Какова она, жизнь, после Олимпиады? В частности, для вас.
- Звонков было много, приглашали на разные встречи. И я выбирал из множества то предложение, где не рассчитывали, что я дам согласие. Например, учитель физкультуры из слабенькой школы позвал в класс. Но мне было любопытнее сходить на встречу с ребятами, чем со всей школой или заводом. Вот баловался таким образом.
- Чем вы занимались потом?
- В 1978 году пошел в комсомол. Хотел выступить на Олимпиаде в Москве в 80-м, но не сложилось. Потом секретарем обкома был. Затем - министром по делам молодежи и спорта. После ушел в парламент. В парламенте уже 8 лет.
- Где сейчас ваши медали, завоеванные в Мюнхене?
- Неписанное: не выставляй медали, потому что других не заработаешь. До сих пор они у меня в сумках лежат. Но вот я думаю на старости лет сделать типа горки и выложить туда все свои цацки. Там у меня с чемпионата Европы штук 12, кажется. С первенства Союза - штук 20. Медалей Олимпийских игр - 5. Государственных орденов - 7. Ну, в общем, есть, что себе показать.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Валерий БОРЗОВ родился 20 октября 1949 года в Самборе (Львовская область). Легкоатлет, спринтер, заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион 1972 года в беге на 100 и 200 метров, серебряный призер Олимпиады в 1972 году в эстафете 4х100 метров.
Неоднократный чемпион Европы и СССР (1970 - 1975). Успешный чиновник: в разное время занимал должности министра по делам спорта, президента Олимпийского комитета Украины. Член Международного олимпийского комитета и президент Федерации легкой атлетики Украины. Женат, имеет дочь Татьяну.
СПРАВКА «КП»
Во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году восемь членов группы «Черный сентябрь» проникли на территорию Олимпийской деревни и захватили израильскую делегацию. Террористы требовали освободить 232 члена Организации освобождения Палестины (ООП), содержащихся в то время в израильских тюрьмах, и двух немецких террористов. Их требования не были выполнены.
В результате этого теракта погибли 15 человек (9 израильских спортсменов, которых успели перестрелять террористы, один полицейский и 5 террористов).