ЮЖД В 2000-М ХОТЕЛИ РАСФОРМИРОВАТЬ
Какими будут перемены, пока остается лишь предполагать. В ожидании - и многотысячная армия железнодорожников, круглосуточно обеспечивающая работу стальных магистралей: ведь до сих пор их отрасль оставалась, по сути, последним оплотом канувшего в Лету социализма, где имелось место и дешевым профсоюзным путевкам, и служебному жилью, и бесплатному здравоохранению, и реальной поддержке пенсионеров, и доступному культурному досугу... А еще - социальному шефству над школами, детскими домами и интернатами и даже - над целыми населенными пунктами.
Южная железная дорога - самое большое и старейшее предприятие Харьковской области - всегда играла огромную роль в экономической и общественной жизни Слобожанщины.
Но мало кто из "пересічних" пассажиров знает, что на пороге XXI века Южную дорогу (часть которой после развала СССР осталась на территории России) вообще хотели расформировать.
- Помню, как в апреле 2000 года, назначая меня на должность начальника дороги, Генеральный директор "Укрзалізниці" Георгий Николаевич Кирпа показал уже подготовленный приказ о расформировании ЮЖД и сказал: "Сможете делом доказать право Южной дороги на жизнь - что ж, работайте. А если нет...…" Мы сумели подаренным шансом воспользоваться сполна, - вспоминает начальник ЮЖД, Герой Украины Виктор Остапчук.
За 12 лет работы на посту руководителя ЮЖД Виктору Николаевичу удалось вывести предприятие в число лучших среди всех дорог "Укрзалізниці". Он был инициатором ускоренного движения поездов между Харьковом и Киевом, и мы помним, каким "прорывом" стал пуск первого "Столичного экспресса" 11 июля 2002 года.
|
СОХРАНИЛИ СТАРИННЫЕ ЗДАНИЯ ВОКЗАЛОВ
В течение последних двух лет жители Харьковской и Полтавской областей были свидетелями просто невероятных темпов модернизации дороги в ходе ее подготовки к внедрению скоростного движения. "Южане", по словам Виктора Николаевича, совершили трудовой подвиг, но кто знает, сколько сил, нервов и здоровья это стоило самому Остапчуку...
Именно Южная дорога закупила две двухэтажные красавицы-"Шкоды" - поезда не только экзотического для наших краев вида, но и универсальные для работы на разных участках дороги - как с постоянным, так и с переменным током. По замыслу Виктора Николаевича, эти комфортабельные электрички должны были улучшить обслуживание жителей Слобожанщины, связать Харьков с Полтавой, а также райцентрами Чугуев, Шевченково, Купянск, Боровая, Изюм, Балаклея, Красноград, Лозовая…. Увы, пока "Шкоды" ездят только по маршруту с постоянным током - в Донецк и Днепропетровск. Однако обслуживаются в Харькове, где построено уникальное суперсовременное ремонтно-экипировочное депо, позволяющее принимать пассажирские поезда всех типов, которые на сегодня имеются в Украине.
Десятки остановочных платформ, станций и вокзалов Южной дороги приобрели за последние годы совершенно иной, стильный и современный вид. При этом руководство дороги строго следило за тем, чтобы в процессе капитальных ремонтов сохранялись и реставрировались все старинные здания, иные из которых были построены еще в XIX веке. Теперь по Южной вполне можно возить экскурсии - специально для
осмотра расположенных вдоль нее станций. Каждая из них уникальна и не похожа на остальные. По сути, здесь сделали больше, чем ремонт (каким бы дорогостоящим он ни был) - здесь сумели сохранить Историю.
Настоящей достопримечательностью Харькова стала и Привокзальная площадь, что на Южном вокзале. Трудно поверить, что некогда это была просто пыльная стоянка такси и маршруток, к которым выстраивались очереди пассажиров с дорожными баулами. Людей здесь и сейчас не уменьшилось. Только теперь они отдыхают на удобных скамейках, любуются яркими цветочными клумбами и фотографируются у великолепных фонтанов. А зимой Привокзальная площадь становится центром новогодних и рождественских представлений для взрослых и детворы.
|
УДЕЛЯЮТ ВНИМАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Вообще, дети для ЮЖД - тема особенная. Фраза, которая многим кажется банальной из-за ее частого употребления - "Дети - наше будущее", - на Южной воспринимается в буквальном смысле. Какими мы сегодня воспитаем наших детей, такой через 10, 20, 30 лет и будет наша страна. "Комсомолка" неоднократно писала об уникальной, лучшей в Украине Детской железной дороге "Малая Южная", где ежегодно секретам железнодорожных профессий обучаются полторы тысячи мальчишек и девчонок. Но железнодорожники не делят детей на "своих" и "чужих". Уже много лет ЮЖД шефствует (какое забытое, еще советских времен, слово!) над детскими домами, интернатами, общеобразовательными школами, помогая им не только материально (ремонтом помещений, оборудованием компьютерных классов и т.д.), но и в духовном развитии. Силами Южной детей возят на экскурсии по памятным местам Слобожанщины, уже не первый год дорога оказывает помощь в организации конкурса юных бандуристов им. Гната Хоткевича. Ежегодно десятки ребят, лишенных родительского попечения, отдыхают в детских лагерях ЮЖД, лучших не только на Харьковщине, но и во всей Украине.
А еще железнодорожники учат подрастающее поколение бережному отношению к своей земле, к окружающей природе. И это не просто помощь в организации экологически направленных учебных мероприятий. На самой дороге постоянно внедряются все новые и новые технологии в области экологии и энергосбережения. Это и тепловые насосы, и сверхэкономичные котельные, и многое другое оборудование, позволяющее реально экономить средства предприятия на энергопотреблении. Уникален и опыт обращения Южной дороги с отходами, образующимися в пассажирских поездах и на вокзалах. Пока чиновники и общественность по всей стране "ломают
копья" в спорах о том, как нам освоить разделение и переработку отходов, на Южной дороге уже давно работают современные мусороперерабатывающие комплексы.
Многие сравнивают железную дорогу с маленьким государством. Отчасти это действительно так. И, как настоящее государство, которое должно заботиться в числе прочего и о здоровье своих граждан, Южная дорога делает все возможное для того, чтобы у всех работников была возможность заниматься спортом и физкультурой. Среди предприятий ЮЖД проводятся свои Спартакиады, розыгрыши Кубков по различным видам спорта.
Трудно переоценить и вклад ЮЖД в развитие большого спорта в нашей стране. Так, национальные сборные Украины по трем видам спорта - волейболу, синхронному плаванию и мини-футболу - в основном укомплектованы спортсменами именно Южной дороги. И "южане" уже неоднократно показывали достойные результаты на международных спортивных аренах. Безусловно, успехи наших спортсменов, да и существование самих команд, напрямую зависит от уровня оснащения тренировочных баз и вообще материальной поддержки спортивной сферы. А это, в свою очередь, зависит от приоритетов руководства дороги.
Как известно, Виктор Остапчук был избран депутатом Верховной Рады Украины и, по закону, позавчера уволился с предыдущего места работы. Хочется верить, что и после его ухода Южная останется, как говорят железнодорожники, дорогой с "человеческим лицом".