Активисты организации "Дорожный контроль" ("ДК") заявили, что инспекторы брали мзду в размере 200 гривен с каждого проезжающего грузовика в колонне. Водители охотно платили деньги, чтобы миновать пост без взвешивания своей фуры. Журналист "Дорожного контроля" Виталий Косенко даже снял пятичасовое видео, отрывки из которого опубликовал в сети Интернет. На нем видно, как милиционеры останавливают десятки грузовиков и, проверив за пару секунд документы, что-то быстро кладут себе в карман, отпуская водителей. Активисты сразу же связывались по рации с остановленными водителями и уточняли, что же произошло.
- Такса фиксированная: для фуры с одним контейнером - 200 гривен, а для двухсоставной - 450 гривен, - ответил водитель по рации.
Как утверждает Виталий Косенко, каждую минуту через пост проезжало несколько грузовиков, а суточный "доход" гаишников таким образом составил несколько сотен тысяч гривен!
ИНСПЕКТОРОВ СМЕНИЛИ
Заявление активистов занесли в единый реестр судебных расследований, а дело находится на контроле у прокуратуры. В ГАИ тем временем проводится внутреннее расследование. Начальник МВД Одесской области Сергей Резников отметил в беседе с "КП", что полностью сменил состав поста ГАИ на тех, кто там еще никогда не работал. Впрочем, пока что не подтвердился ни один факт взяточничества на данном посту, хотя исключать наличие коррупции он не стал.
- В данный момент идет разбирательство, но мне не совсем понятны действия активистов, которые на видео подбегают к грузовикам, а водитель спокойно дает им свои документы с деньгами, - говорит правоохранитель.
ДАВАТЬ НА ЛАПУ ВЫГОДНО?
Скандальный пост попал в поле зрения общественников еще в конце сентября, когда один из водителей пожаловался на то, что инспекторы отобрали у него документы и удерживали автомобиль из-за перегруза, который показал весовой комплекс. Прибывшие активисты "ДК" выяснили, что комплекс взвешивания облавтодора оказался не стационарным, а передвижным, что противоречит законодательству. После долгих препирательств милиционеры отпустили водителя и груз, вернув документы. Общественники говорят, что около половины крупногабаритного транспорта, курсирующего по дорогам страны, колесит со значительным перегрузом, поэтому водители, чтобы не проходить долгую, неприятную процедуру взвешивания и не платить в итоге штрафы, сразу предпочитают отделаться мздой и ехать дальше.
- Почему водители платят взятки и не протестуют? Все просто - нет законодательного механизма, который позволяет быстро оплачивать штраф за превышение веса, - пояснил нам представитель Ассоциации международных автоперевозчиков Украины в Одесской и Николаевской областях Дмитрий Сергиенко. - Мы много раз писали жалобы в Облавтодор, Минтранс и Кабмин, но результатов пока нет.
По словам транспортника, в ожидании оплаты штрафа водители могут простаивать целую неделю без дела, а это наносит серьезный ущерб бизнесу.
- Что касается ситуации на посту "Дачное", то я уверен, что положение вещей после расследования не изменится, - продолжает Сергиенко. - Инспекторов могут уволить, но взятки не искоренят.
В милиции же говорят, что реальный перегруз фургонов составляет от 3 до 10 тонн. Каждый такой автомобиль наносит вред и дорожному покрытию, что является прямым нарушением. Кстати, теперь на скандальном посту образовался затор из почти сотни грузовиков. Правоохранители массово загоняют водителей и их фуры на взвешивание.
ОФИЦИАЛЬНО
Николай ЗУБЕНКО, начальник пресс-службы УГАИ Украины:
- Интернет-издания распространили информацию о якобы неправомерных действиях работников ГАИ Одесской области. Мы отреагировали на это сообщение и начали служебную проверку. О результатах проинформируем позже.