Мы в политике не участвуем

На праздник Вознесения Господня был подписан акт о вхождении части Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), в том числе Первоиерарха и членов синода в состав Московской патриархией. Но одна треть священников РПЦЗ во всем мире не приняла акт, оставшись в прежнем положении.

— Поскольку чаемое всей нашей церковью покаяние Московской патриархии в грехах сергианства и экуменизма, — сказал корреспонденту «КП» Агафангел, епископ Таврический и Одесский, — до сего дня отсутствует, я нахожу преждевременным установление между нами евхаристического и административного единства. Также я нахожу недопустимым отказ Зарубежной церкви от своего духовного наследия, которое, по моему убеждению, невозможно будет сохранить во всей его полноте, в условиях, обозначенных Актом о каноническом единстве.

Русские за границей

Русская православная церковь за границей образована в 20-х годах прошлого века эмигрантами, покинувшими революционную Россию. Тогда король Сербии Александр, бывший в хороших отношениях с императором Николаем, открыл границу для русских беженцев. Потом эмигрантов стали принимать США, Франция, Германия. Но именно в Сербии прошел первый Всезарубежный собор РПЦЗ. Православным людям нужна была своя, родная им церковь, где бы они могли молиться и находить успокоение. За границей Русская церковь приобрела новые качества, отличающиеся от тех, которые сложились в России. Она очистилась от блеска, мишуры, помпезности. Стала проще и доступнее. Вокруг храмов строились приходские школы, сосредотачивалась культурная жизнь.

— Вы знаете, когда я впервые понял, кто такие русские? — рассуждает владыка Агафангел. — В синоде, в Нью-Йорке. Они другие: цельные, глубоко духовные, ценящие свою культуру. И вот тогда я решил сохранившиеся за границей духовные ценности попытаться перенести сюда. К сожалению, сегодня РПЦЗ пополнила новая волна эмигрантов с несколько другими принципами. И именно эта часть нашей церкви пошла на существенные уступки.

РПЦЗ всегда была основана на соборности. Но последний собор не постановлял о воссоединении с Московской патриархией. На нем говорилось о стремлении, приближении, планах. Но никак не об окончательном решении. В Московской патриархии еще многое надо изменить. И поэтому я считаю, что миссия нашей церкви еще не закончена.

Мы храним
чистоту православия

Сегодня в Украине 30 приходов РПЦЗ. Церковь тем и отличается, что создает общину, церковную семью, где каждый помогает другому.
— У нас 60 прихожан, которых мы опекаем, — сказала матушка Рафаила. — А знаете, как такие люди требуют внимания, каждый ведь приходит со своими бедами.

Матушка Рафаила показала помещение, где изучают Закон Божий, общаются между собой. На стеллажах выставлены церковные книги, которые помогают узнать историю православной церкви и государства. Например, «Коронования русских царей», «Архангельско-Михайловская на Молдаванке церковь» и другие.

— Я считаю, — говорит матушка Рафаила, — что самое главное для нас — сохранить чистоту православия. Мы в политике не участвуем. И хотим жить в чистоте православного вероисповедания.

Архангельско-Михайловская церковь построена силами епархии РПЦЗ. Люди жертвуют на утварь церкви, помогают ее благоустроить. Все, что приносят прихожане, идет на строительство храмов. А в уже построенной часовне на Дмитриевском кладбище идут богослужения.

Считаем себя одной семьей

Приходы РПЦЗ существуют во всем мире: как в Украине, так и в России.

— Но в России нашим священнослужителям приходится тяжелее, — сообщил епископ Агафангел. — В Украине осуществляются демократические преобразования. К нам из России прибыла игуменья Александра, организовавшая монастырь в Тюменской области. Но из-за влияния властей они не смогли там находиться. Теперь монастырь переехал в село Егоровка Одесской области

В Михайловской церкви служит иеродьякон Ювеналий, состоявший раньше в Сибирской епархии.

— В РПЦЗ для меня началась новая духовная жизнь, — сказал иеродьякон Ювеналий, — и я бы не хотел воссоединяться с той церковью, где внешне - одно, а внутренне - другое. Потому я из нее ушел.

Служители церкви и прихожане считают себя одной церковной семьей. Поэтому все решают совместно.

— Мы остаемся на прежнем положении о РПЦЗ, — заверил «КП» управляющий Одесской епархией РПЦЗ владыка Агафангел. — До подлинного разрешения принципиальных для всей нашей церкви вопросов. И продолжаем считать для себя указы и иные распоряжения любых инстанций церковной власти Московской патриархии не имеющими канонической силы.
Фото автора.