В бункере под Житомиром Гиммлер мечтал об украинских автобанах и скоростных поездах

Исследователи загадочного "Хегевальда" предполагают, что логово рейхсфюрера СС уцелело в отличие от гитлеровского "Вервольфа" и по-прежнему хранит секреты Третьего рейха.

Фото: автор.

…Генрих Гиммлер - приверженец фитотерапии, агроном и влиятельнейший человек в окружении Гитлера - был большим оригиналом. Например, утверждал, что способен общаться с духами мертвых. Еще предлагал легализовать двоеженство - для роста "поголовья" арийцев. Его ставка в Житомирской области - "Хегевальд" - должна была стать отправной точкой расселения арийцев на Востоке. Более того, почти стала… 

БЕЗУМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ БЫВШЕГО АГРОНОМА

Гиммлер внедрял секретный план "Ост" по германизации завоеванных на Востоке территорий. 

О том, как Гиммлер начал в Житомирской области самый безумный социальный эксперимент ХХ века, мне в свое время рассказывал Павел Павлович Шмуневский, житомирский краевед, много лет посвятивший разгадке тайн "Хегевальда". 

Строительство ставки началось  в октябре 1941-го.  Подрядчиком  выступала  военно-строительная организация "Тодт". Для выполнения черновых и вспомогательных работ использовались советские военнопленные из житомирского концлагеря № 358. Скорее всего, потом все они были уничтожены.  

- Немцы начали строительные работы с того, что всех жителей нашего поселка и окрестных сел, переселившихся после 1935 года, выселили на Донбасс, - вспоминает жительница поселка Гуйва в Житомирской области Зинаида Гришкун. 

Она же рассказывает, что главные объекты площадью 1200 квадратных метров огородили 3000-метровой колючей проволокой и 5 тысячами метров так называемой фландер-ограды. Всю прилегающую территорию охраняли многочисленные патрули с собаками. В непосредственной близости от объектов ставки шоссе Житомир - Винница было перегорожено блокпостами. 

К 1 июня 1942 года строительство закончилось. Один из немногих оставшихся в живых участников тех работ житомирянин Михаил Мулык рассказывает, что к ставке из города даже был проведен водопровод. Металлические трубы были обработаны специальным антикоррозийным раствором, состав которого не разгадан до сих пор. Качество работ было таким высоким, что гидрантами с надписями на немецком до сих пор пользуются местные жители. 

"Хегевальд" на открытке 1942 года - уютная жизнь в живописном уголке. Такими открытками немцы агитировали фольксдойче строить новую жизнь. 

Дожил до недавнего времени и бывший печник ставки - Георгий Адамович. Он рассказал, как по окончании строительства вся территория объекта маскировалась деревьями, кустарником и специальной сеткой. Сооружались фальшивые крыши, когда, например, бетонный бункер прикрывала невзрачная кровельная солома. Все транспортные перевозки к ставке и от нее проводились в режиме строжайшей секретности. 

Кроме подземной резиденции Гиммлера и его штаба в ставке находились апартаменты Риббентропа и Ламмерса. Получился целый комплекс подземных сооружений, надземного бункера, телефонной станции, теннисного корта и даже аэродрома у соседнего села Скоморохи. 

Уже 18 августа Гиммлер проводил в ней совещание высших чинов полиции и войск СС, на котором был озвучен сверхсекретный генеральный план "Ост".    

ПОСТРОИТЬ ГОРОД-САД ДЛЯ НЕМЦЕВ ПОМЕШАЛИ ПАРТИЗАНЫ

"В ближайшие двадцать лет мы должны заселить немцами Белоруссию, Литву, Эстонию, Латвию и Крым", - говорил Гиммлер в своей ставке.

Павел Шмуневский разыскал в архивах его комментарии к плану "Ост": "В остальных областях мы организуем вдоль дорог небольшие города с населением 10 - 20 тысяч человек под охраной наших гарнизонов. Вблизи этих городов будут наши автострады, а в радиусе 10 километров - немецкие деревни, чтобы наши люди жили в немецком окружении. Эти поселения-жемчужины будут всегда поставлять нам здоровое потомство германской крови…" 

Павел Шмуневский многие годы изучал секреты бункера под Житомиром. Фото: Богдан ЛУ. 

Самое интересное то, что именно здесь, в "Хегевальде", бывший агроном Гиммлер и начал реальные попытки "селекции" чистокровных немцев - фольксдойче. 

Шмуневский и другие исследователи установили, что первым этапом стала зачистка 29 окрестных сел. На освободившуюся территорию из других регионов Украины переселили по разным оценкам от 9 до 30 тысяч фольксдойче. Переименовали даже реки и села - на немецкий манер. Например, речка Гуйва стала Hegebach, местечко Янковцы - Heinrichsfeld (поле Генриха, в честь рейхсфюрера). 

Через "Хегевальд" по плану "Ост" должна была проходить суперсовременная шоссейная дорога Гамбург - Крым. Рядом - железная дорога для сверхскоростных поездов с шириной колеи 3 метра. Планам Гиммлера помешала Красная армия и партизаны. 

"Несмотря на все усилия, создать национально однородную немецкую организацию не удалось. Соотношение немцев и туземных жителей составляет 1 к 3… Немецкое население в этих краях сильно ассимилированное..." - писали безымянные инспекторы ставки в конце 1942 года. А вот и другие архивные записи: "Большая часть молодых учительниц, присланных из рейха, совсем непригодна для работы - им всюду мерещатся партизаны", "…война везде. Враг использует каждую нашу ошибку, чтобы навредить, организовать саботаж, отравить сознание". 

В начале 1943 года доработка плана "Ост" еще продолжалась. Но уже в апреле был дан приказ по окончательному свертыванию работ. Генерал-губернатор Житомирского округа Лейзер в своем донесении гауляйтеру Украины Коху писал: "…в этом году у нас резко сократилась не только посевная площадь, но и возможность сбора урожая. В области я могу распоряжаться только тремя районами. В других верховодят партизанские банды".

Неотъемлемой частью "Хегевальда" было военное кладбище, задуманное Гиммлером как некий пантеон павшим героям, наподобие захоронений на Красной площади. Но в конце 1943 года на смену помпезным усыпальницам пришли братские могилы. Хотя и известные люди также похоронены в Черняховском районе. Например, Теодор Эйхке - отец системы концлагерей в Германии или принц Цу Зайн Витгенштайн, погибший возле Черняховки под советским артобстрелом. 

1 января 1944 года Житомир был освобожден от немцев. Так бесславно закончило свое существование образцовое поселение Гиммлера. 

То, что осталось от одного из наземных сооружений бункера в поселке Гуйва. Сейчас за 50 гривен сюда водят экскурсии. Фото: Богдан ЛУ.

ЧТО В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ?

…Сейчас в бывшую ставку Гиммлера местные ушлые бизнесмены водят двухчасовые экскурсии за 50 гривен. После подписания в 1996 году соглашения между правительством  Украины и Германии было принято решение о создании на месте кладбища "Хегевальд" мемориальной зоны. Строительство, щедро финансируемое из Германии, позволило обогатиться некоторым причастным к нему житомирянам. Часть территории "Хегевальда" - поселок Гуйва, села Заречаны, Пряжево и Станишовка - действительно стали "элитными" поселениями - эти места облюбовала "місцева крутизна". 

На территории бывшей полевой резиденции Риббентропа сейчас находится психиатрическая клиника. 

Советская власть, а затем и украинская никогда не проводили никаких исследований территории ставки. Поэтому и неизвестно точно, взорван бункер Гиммлера или нет. 

Автор этой статьи на протяжении трех лет в начале двухтысячных годов вместе с двумя помощниками на свой страх и риск раскапывал вентиляционную шахту, ведущую в большое подземное помещение ставки. Вентиляционная труба была наспех забросана всевозможным мусором - обрывками маскировочной сетки, землей, кусками гусениц от танка, кусками водопроводных труб. Нашли даже бутылочку из-под одеколона с золотой крышкой. Вывод, который мы сделали: бункер под землей цел. 

Нашу теорию подтвердила позднее и группа ученых из института геофизики Украины под руководством Валентина Верховцева, сделавшая геомагнитную съемку местности. 

Если немцы при отступлении не взорвали ставку Гиммлера, значит, подземный бункер ставки, скорее всего, законсервирован и там можно найти много интересного. Но добраться до него через шахту вентиляции не удалось.

Прошло десять лет. Ушел из жизни Павел Павлович Шмуневский, многие свидетели существования "Хегевальда". Вместо подлинной информации на телевидении и в прессе - домыслы и фантастические слухи о ставке Гиммлера. Я понял, что пора  браться за перо.   

В статье использованы материалы из архивов П.П. Шмуневского, газет "Радянська Житомирщина" (январь 1946 года), "Голос Волыни" (1942 год), мемуаров Вальтера Шелленберга.