СБУ против МВД: закулисные битвы

За рядом уголовных дел, получивших широкую огласку, кроется противостояние силовиков.

Каждый милиционер рискует нажить неприятности, если задержит «не того».

Нешуточный скандал начался в МВД чуть больше года назад: сотрудники СБУ задержали целый отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Святошинского райуправления милиции Киева. Восемь офицеров были взяты под арест, еще несколько оказались на подписке о невыезде. У "оборотней в погонях" изъяли 40 килограмм наркотиков! Генпрокуратура закончила расследование, сейчас обвиняемые знакомятся с материалами. 

Но почему СБУ заинтересовалась этим отделом, осталось за кадром. Как утверждают экс-сотрудники ­ОБНОН, спецслужба стала охотиться за ними после того, как они якобы задержали с наркотиком бывшего офицера СБУ и отказали коллегам, которые хлопотали за товарища. И уголовное дело - это месть. 

РУКА РУКУ МОЕТ

Как утверждают арестованные, 15 февраля 2011 года по подозрению в распространении наркотиков на территории Святошинского рай­она патрульные задержали 27-летнего Юрия Ж. В кармане у него обнаружили сверток с коноплей. Молодой человек уверял милиционеров, что это для личного употребления, но содержимое пакетика тянуло на уголовную статью. Юрия доставили в Святошинское райуправление, оформили акт изъятия. В пояснении парень написал, что иногда употребляет марихуану, наркотической зависимости не имеет. "Свою вину осознаю полностью, раскаиваюсь"… 

На выручку молодому человеку прибыл приятель, с порога стал трясти удостоверением СБУ, добиваясь освобождения Юрия, который оказался бывшим сослуживцем. Новоприбывшего офицера  милиционеры задержали, попросили письменно объяснить цель визита. Вот что он написал: "Около 22.20 позвонил мой знакомый Юрий Ж. и попросил о помощи. Он рассказал по телефону, что его задержала милиция с марихуаной. Приехав через минут 10-15... я подошел к одному из милиционеров, чтобы выгородить своего товарища от ответственности. Сотрудникам милиции я представился работником СБУ..." Офицер Валерий Б. действительно предъявил удостоверение старшего лейтенанта, оперативника отдела "К" (по борьбе с коррупцией). Факт задержания был задокументирован. Так как лейтенант был действующим сотрудником ведомства, его передали коллегам из отдела "К", а в отношении экс-СБУшника возбудили уголовное дело. Кстати, супруга Юрия, как оказалось, тоже работает в СБУ. 

А через 11 дней сотрудник отдела "К" СБУ завел оперативно-розыскное дело в отношении офицеров ­ОБНОН Святошинского райуправления. Поводом послужило заявление наркомана со стажем, который обвинил милиционеров в том, что они вымогают у наркозависимых деньги и заставляют продавать наркотики. 

ВЗЯТКИ БЫЛИ, А ДЕНЕГ НЕ НАШЛИ

Около семи месяцев сотрудники СБУ собирали доказательства против милиционеров. И в итоге разоблачили преступную группировку во главе с начальником. По данным СБУ, именно он с целью незаконного обогащения создал преступную группу из шести своих подчиненных и двух следователей, которые с 2010 года, угрожая тюрьмой, заставляли наркозависимых покупать или реализовывать наркотики. При этом покупателей зелья тут же задерживали за хранение наркотиков и вымогали у них взятки за непривлечение к "уголовке". В отношении милиционеров возбуждено уголовное дело за злоупотребление властью и служебными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, а также за незаконное хранение и сбыт наркотиков. 22 сентября прошлого года были аресты. Восемь сотрудников милиции попали за решетку, а расследованием занялась Генеральная прокуратура. 

- Дело против нас сфабриковано от первой до последней строчки, - считает обвиняемый, бывший заместитель Святошинского ОБНОН Евгений Симоненко. - Все это произошло после того, как милиционеры задержали сотрудников СБУ и отказались решить вопрос "по-хорошему", тем самым задев самолюбие. Нет лиц, которым сотрудники милиции продавали наркотики, нет тех, кто якобы платил правоохранителям, нет конспиративных квартир, где происходили расчеты. Нет денег, которые милиционеры получили во время "преступной деятельности". Во время обысков не нашли огромных сумм. Также СБУ хвасталась 40 килограммами изъятых наркотиков на сумму 4 миллиона гривен. А по экспертизе проходило всего 290 грамм. 

При задержании "Альфа" с милиционерами не церемонилась. Кадры из оперативного видео. 

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?

В Службе безопасности отвергают обвинения милиционеров.

- Было проведено полное и всестороннее расследование, все факты преступной деятельности задокументированы, - рассказывает "КП" начальник Управления по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах Андрей Олийнык. - Мы работаем только тогда, когда есть четкие доказательства вины. Все наши материалы тщательно отслеживает прокуратура и принимает решения, касающиеся сотрудников милиции. К тому же в системе МВД чаще всего злоупотребляют сотрудники ­ОБНОН и следователи. Схемы, по которым они действовали, нам известны. 

Задерживали ли милиционеры сотрудников СБУ с наркотиками, так и не удалось узнать. От вопросов СБУшники уходили профессионально: "Откуда вы это взяли?", "Кто вам это сказал?" и "Быть такого не может". 

Кто тут виноват, кто прав, - судить не нам. Но некоторые совпадения наводят на мысль, что тайное противостояние между двумя силовиками все же есть. В декабре 2011 года бойцы  "Альфы" "жестко" задержали милиционеров Днепровского райуправления. Начальнику "угро" надорвали ухо,  машину начальника оперчасти забросали светошумовыми гранатами, а ему сломали челюсть. Среди "альфовцев" избитый начальник узнал человека, который пару лет назад пытался выручить из Днепровского райуправления группу воров-барсеточников. Но милиционеры заупрямились. Через год барсеточники вышли по амнистии и написали заявление в прокуратуру, жалуясь на побои в милиции. Прокуратура передала дело в СБУ, после чего "альфовцы" стали прессовать милиционеров. Сейчас над обвиняемыми в пытках идет суд. 

МНЕНИЕ

"Противостояние ведомств было всегда"

Председатель кон­суль­та­тив­­но-экс­перт­ного совета МВД, экс-заместитель министра МВД Михаил Корниенко: 

- Еще со времен СССР существовало противостояние двух силовых ведомств - МВД и КГБ. При этом Комитет Госбезопасности был наделен большими полномочиями и в случае поступления сигнала хлопотать об открытии уголовного производства в отношении милиционеров. Прошли годы, но по сути ничего не изменилось.