В новом спектакле по сценарию погибшей одесситки Яблонской обижают детей и ранят души

Вчера состоялась премьера по пьесе погибшей два года назад в аэропорту Домодедово одесситки.

Четыре героя рассказывают свою историю в монологах.Фото: Геннадий Маковецкий.

Очередную пьесу, поставленную по произведению драматурга, показали на сцене Еврейского культурного центра.
– Спектакль посвящен памяти драматурга Анны Яблонской, она 10 лет была ведущей актрисой нашего театра, – рассказывает режиссер и руководитель театра "Тур де Форс" Наталья Князева. – "Четвертый закон Ньютона" – последняя пьеса Ани. Незадолго до трагедии она принесла ее в театр, хотела попробовать себя в качестве режиссера, но, к сожалению, не успела...
Князева договорилась с Яблонской поговорить подробнее о проекте 24 января после того, как одесситка вернется из Москвы, однако теракт сорвал все планы. Получив трагическую весть, руководитель театра дала себе слово поставить спектакль.
 
"Берешь снег и ранишь девочку"
 
Пьеса состоит из четырех отдельных монологов, но режиссер доработала оригинал. Коллеги ей советовали выставить на подмостки четыре стула, сидя на которых, герои рассказывали бы о своих проблемах. Но Князева решила установить на сцене монитор в виде советского телевизора, транслирующего одесские пейзажи, унылые строения или печальные эпизоды из жизни людей. Каждый герой пьесы прячется в своей маленькой комнатке огромной коммуналки, в которой соседи пьют и ругаются, а углы метят коты.
– В детском саду обижают глупую, маленькую девочку, – говорит один из героев. – И ты должен, как и все, обижать ее. Берешь снег, на который пописала собака и дрожащими руками бросаешь твердый комок прямо ей в лицо. Он ранит девочку до крови, а она даже не плачет...
Спектакль лишен диалогов и каких-либо событий. По задумке режиссера главным его "героем" является... сценический свет, который герои зажигают с помощью подвязанных к потолку лампочек, освещая темное пространство. Помимо основных актеров, по сцене, гримасничая, перемещаются пять девушек в темных нарядах и с ярким макияжем.
– Так выглядят души, – поясняет актриса Алена Тимкова. – Они рвутся, болят и мечутся, а в реальный мир попали в образе кукол-аниме.
Смысл спектакля в том, как проложить дорожку к свету, когда в душе тьма. Каждый персонаж, у которого даже нет имени, прорывается сквозь пелену страха, боли и непонимания, чтобы продолжать жить. Здесь нет ненормативной лексики, зато зрители услышали настоящий крик души, в том числе самой писательницы. В конце постановки автор раскрывает ранее непостижимый четвертый закон Ньютона:
– Не разделяйте любовь, а помножьте ее на что угодно и получите силу, с которой никто на свете не справится!
 
Благословение от родителей
 
Постановка "Тур де Форса" по пьесе Яблонской – не первая, в феврале режиссер Сергей Проскурня представил спектакль "Язычники". Действо вызвало серьезный резонанс, ведь артисты не стеснялись в выражениях, а главная героиня прямо на сцене постриглась наголо.
– Драматург поднимает сложные и неоднозначные темы, – говорит Наталья Князева. – Тексты Яблонской можно истолковывать по-разному и мой спектакль имеет принципиальные отличия.
Начал работать над постановкой пьесы "Семейные сцены" и художественный руководитель Украинского театра Игорь Равицкий. На днях состоялась первая читка, где режиссер и актеры встретились с родителями писательницы.
– Мы познакомились, попили чай и попросили благословение у мамы и отца Ани, – рассказывает Игорь Равицкий. – Я прочел практически все пьесы Яблонской, но, к сожалению, только после ее смерти.
"Семейные сцены" – пьеса глубокая, в ней театралы увидят любовь, предательство и уничтожение человеческой личности. Спектакль будет проходить на экспериментальной площадке, а премьеру планируют презентовать в день гибели писательницы – 24 января.
 
КСТАТИ
Яблонская получила четыре Гран-при на разных международных фестивалях. "Тур де Форс" оказался единственным театром в Одессе, где ставили спектакли Анны при ее жизни.
– У автора было множество серьезных вопросов, которые она выражала пером, – говорит Князева. – Аню все любили в театре. Она была заводилой, ходила с ребятами на дискотеки и считалась душой компании.