Харьковские студенты отказались от опытов над животными

Негуманное отношение к кроликам дискредитирует ученых?

Харьков станет первым городом в Украине, где попытаются спасти огромное количество невинных лягушек, белых крыс, кроликов и собак от жестоких экспериментов. – Мы были первыми в стране, кто ввел в обязательную программу курс биоэтики, поэтому неудивительно, что и в отказе от опытов над животными мы будем первопроходцами, – радуется преподаватель университета им. Каразина, сопредседатель городской комиссии по биоэтике Валентина Переверзева. – Прогресс в этом направлении есть. Например, сейчас каждого аспиранта очень дотошно проверяют – а не проводил ли он запрещенные опыты над крысами или кроликами? И если окажется, что к подопытным животным молодой ученый относился негуманно, к защите диссертации его не допустят. Такие случаи уже были.

Преподаватели ХНУ (биологического факультета и факультета фундаментальной медицины) и зооветакадемии давно хотели отказаться от экспериментов над животными, а вместо этого использовать современные компьютерные технологии, признанные во всем мире. Но денег на это не было. А год назад вузы посетили представители немецкой благотворительной организации «Люди за права животных» и ужаснулись тому, какое количество лягушек, крыс, кроликов убивают во время занятий. Немцы решили обеспечить четыре учебных курса биологов и ветеринаров специальным оборудованием. 12 – 13 июня ХНУ и ХГЗВА получат 30 компьютеров, программное обеспечение и видеокамеры к ним, которые позволят ежегодно сохранять жизнь как минимум 1200 (!) животным.

 «Нельзя учиться накладывать швы на клеенке!»

– Все студенты мед-, вет-, био- и фармспециальностей во время учебы должны отрезать ножницами лягушке голову для демонстрациифункций нервной системы и мышц, – рассказывает студентка зооветакадемии Ирина. – Кроликов и морских свинок используем, чтобы показать, как влияют вредные лекарственные средства на организм. Животное умирает в страшных муках. Без этого, к сожалению, пока никак не обойтись. Хотя многие студенты высказываются против проведения опытов.

Несколько лет назад в зооветакадемии наконец-то появились инновационные образовательные программы. Преподаватели начали использовать видеозаписи, чтобы каждый раз не убивать лягушку или крысу для демонстрации их физиологии. А фармакологи изучают действие лекарств на организм с помощью компьютера – в специальной программе задаются параметры животного, количество токсинов, и поведение собаки или коровы тут же моделируется. Но преподаватели зооветакадемии относятся к подобным учебным программам, как к забаве.    

– Нельзя стать врачом, учась на чертежах, муляжах и компьютерах! – уверен декан факультета ветеринарной медицины ХГЗВА Александр Митрофанов. – Без контакта с пациентом студента ничему научить нельзя. Из него получится хороший теоретик, но практик – никогда! Как можно научить будущего ветеринара правильно накладывать швы на клеенке? Этому нужно учиться только на живом организме! Будущий хирург должен резать настоящих пациентов. Только так он может стать первоклассным специалистом.

 Убить одну собаку ради спасения тысячи?

 Полностью отказаться от использования опытов над животными в академии нельзя, подчеркивают преподаватели. А вот свести к минимуму - нужно. Но для этого недостаточно компьютерного оборудования из Германии. Нужен уникальный прибор, реанимирующий трупы.

– В Европе создали аппарат, который как бы оживляет труп – наполняет сосуды кровью, заставляет работать сердце, повышает температуру тела, – рассказывает Александр Васильевич. – Только он поможет нам отказаться от операций на живых собаках, кошках. Но это дорого. Хотя именно из-за отсутствия денег для содержания псов мы и так свели к минимуму эксперименты на животных. Да, раньше мы резали собак вдоль и поперек. Без показаний удаляли им часть кишечника, купировали уши, делали операции на сердце. А будь у нас чудо-прибор, смогли бы учиться на трупах. Благо, с поставкой мертвых животных проблем никаких нет.

Преподаватели зооветакадемии в один голос твердят – лучше убить одно животное ради спасения тысяч других.
– Раньше для обучения группы ветеринаров забивали лошадь, – вспоминает проректор по учебной части Дмитрий Барановский. – Это было в бедное послевоенное время! Но руководство страны понимало – нужны хорошие специалисты. А сейчас мы даже собак не убиваем. Хотя я уверен – вряд ли вы захотите попасть к специалисту, который никогда не использовал на практике свои навыки.

Аспиранты кафедры патологической анатомии согласны со своими преподавателями, но гуманность для них не пустой звук.  

– Как-то к нам привезли двух свинок – одна уже скончалась, а вторая была при смерти, – рассказывают аспиранты. – Нам стало жаль поросенка, и мы решили его вылечить. Хотя не имеем права заниматься этим на нашей кафедре. Все равно выходили. Теперь кабанчик живет на ферме вуза – живой и здоровый. Так что гуманности студентов зооветакадемии учить не нужно. Мы все любим животных и стараемся стать специалистами высшего класса, чтобы потом спасать тех, кто нуждается в нашей помощи!  

 Кстати

 Закон разрешает не резать лягушек

 Украинские студенты вправе отказаться от участия в опытах над животными. Это позволяет закон о защите животных, вступивший в силу в феврале 2006 года. Ранее такая норма действовала только в Италии, Голландии и Швеции, где не приветствуются эксперименты над лягушками, кроликами и собаками. Как утверждают немецкие специалисты, побывавшие в Харькове, большинство будущих ветеринаров и биологов не знакомы с этой нормой закона и альтернативными методами учебной практики.