Николай Бойко: "Развиваем социальную политику вопреки законодательству"

Николай Бойко имеет звание Героя Украины, а в 2011 году получил титул "Лучший топ-менеджер"

Партнерство в счет налогов

   - Николай Константинович, когда-то Юлия Тимошенко назвала вас "золотым фондом Украины". Это достаточно громкое заявление. В связи с чем оно прозвучало?

  - Это было 4 апреля 2005 года во Дворце Украины. Как правило, говоря о предприятиях государственного сектора, любят использовать эпитеты: обречен, исчерпал свои возможности, нет будущего, нет экспорта и вообще социальной политики нет. Мы, может, не самые крупные плательщики налогов, есть более мощные сферы - водочная, угольная и т. д. Но мне, как руководителю государственного предприятия, чья продукция давно стала брендом и визитной карточкой Крыма, слышать такую негативную характеристику от тогда еще премьер-министра Тимошенко было неприятно. И, собравшись с силами, я выступил с докладом о работе своего предприятия перед пятитысячной аудиторией. Я ничего не приукрасил, вообще не люблю громких слов, я просто рассказал о наших скромных успехах и вкладе в экономику. Меня поддержало большинство. По сути, в зале сидели такие, как я, - любящие свое дело и не ждущие помощи от государства, те, кто привык надеяться только на себя. И, конечно, в этой ситуации у Юлии Владимировны не было другого варианта, кроме как громко заявить перед аудиторией: "Ваше предприятие - золотой фонд Украины".

     - Как, по-вашему, должны выглядеть честные отношения между бизнесом и государством?

  - Сегодня для бизнеса самая большая проблема - налоги. Мы, государственный сектор, могли бы развиваться более активно и вкладывать деньги не только в производство, но и в социальную сферу. Нужен стимул строить детские сады, дороги, высаживать и ухаживать за виноградниками, модернизировать оборудование - в счет налогов. Я именно так вижу наше сотрудничество с государством. И уверен, от этих мер выиграл бы и бизнес, и государство. Ряд проблем можно решать сообща, руководствуясь при этом простым принципом: быть полезными друг другу, а не наоборот.

   Приведу показательный пример. В этом году мы посадили 52 гектара виноградников, при этом на посадку и уход за ними затратили 5,5 миллиона гривен. По идее, мы от государства должны получить компенсацию, но ее нет. А ведь невозможно активно увеличивать производство вина на уровне страны без посадки новых виноградников.

   Еще момент. В Грузии, например, государство оплачивает примерно 50% расходов на участие в профильных выставках, это помогает местным производителям продвигать свою продукцию на внешние рынки. Мы же помогаем себе сами. Напрашивается закономерный вывод: о какой сильной винодельческой державе может идти речь?

    - А как сегодня обстоит у вас дело с выходом на европейские рынки?

  - Не без гордости скажу: мы там присутствуем. Экспорт нашей продукции составляет до 60%. Первое место среди наших покупателей занимает Россия, затем идет Великобритания и еще 16 европейских стран: Франция, Бельгия, Голландия, Польша и другие. Они работают по правилам ЕС, у них свое законодательство, и мы к нему адаптируемся.

  Отмечу, что рынок Европейского союза самый капитализированный, где-то сложный, конкурентный, но деньги лежат именно там. У них серьезные правила игры, и мне они близки. Они тщательно контролируют качество вина, и мы в этом плане спокойны: я на 100% уверен в своем продукте, его превосходстве и вкусовых характеристиках. Однако чувствую в спину дыхание стран Нового Света: Чили, Аргентины, Австралии. Они, к слову, в более выгодных условиях, если говорить о ценовом коридоре. Они сделали ставку на продукцию из сегмента "средний" и "средний+". И, как следствие, сегодня вытесняют с быстрорастущих рынков, например с китайского, ту же французскую продукцию.

"У меня во главе угла стоят не деньги, а люди"

   - С чего начинается ваш рабочий день? Дайте угадаю - с чашечки ароматного кофе?

   - А вот и нет. В 6.30 утра я уже на работе, знаете, просто так привык. Сначала делаю обход территории. Проходя по цехам, ловлю себя на мысли: все-таки нам удалось соединить старые традиции и современность. Завод прошел и революцию, и вой-ну, и это огромная ответственность - все это не только сохранить, но и продолжать держать высокую планку, которую задали нам наши предшественники. Затем планерка, вечером - подведение итогов. И так каждый день.

  Считаю, только так - в контакте с персоналом - можно предупредить какие-то ошибки, увидеть проблемы и успеть обойтись минимальными потерями. Да и государство наше держит нас в тонусе, нужно быть всегда начеку, подстроиться и успеть продумать все на несколько шагов вперед.

  - Кстати, я наслышана о вашей социальной политике. О столовой, которой позавидует любой ресторан, о медицинском кабинете, о садике на 80 мест, о спортивной площадке и о многом другом. Но при нынешнем законодательстве все это содержать невыгодно. На языке бизнеса - это неприбыльные активы. Зачем вам это нужно?

   - Да, вы правы, но у меня во главе угла стоят не деньги, а люди. Я хочу, чтобы, приходя на работу, они так же, как и я, болели за конечный результат, радовались успехам и считали себя причастными к всемирно известному бренду. Я ценю и уважаю каждого - дворника, слесаря, тракториста, бондаря. А виноградари - так это у нас главные люди, они наше все. Для них устраиваем целые театрализованные праздники. У нас нет своих и чужих - есть команда, где каждый знает свой маневр. Есть сплоченность, если нужно, поработаем и в субботу, есть отдача. И считаю, это гораздо важнее любых капиталов.

   - Мне известно, что в частные винодельческие компании инвестиции идут довольно активно.

   - Вы правильно заметили - в частные. А на государственные предприятия инвесторы не идут вообще. И я их понимаю. Уж слишком это рискованно - иметь дело с государством, где так часто меняются законы, налоги и главное - правила игры.

Сильвио Берлускони презентовали вино его даты рождения.

 

Традиции "Массандры" пригодились руководству нашего государства

   - На вашем предприятии за годы работы побывало много высоких гостей. А какие встречи запомнились наиболее ярко?

   - Для нас каждая такая встреча - колоссальная работа. Нам хочется, чтобы визит к нам запомнился не только вкусом великолепных вин, но и традициями. А традиции создаем сами. Например, Сильвио Берлускони никак не мог поверить, что есть вино его даты рождения, - было интересно наблюдать за его реакцией. Еще меня удивил президент Узбекистана Ислам Каримов - он задал мне при встрече 21 вопрос - и все о производстве вина, технологиях, условиях посадки, урожае. При этом у него так горели глаза… словом, мне приятно было показывать ему наше достояние. А когда принимали короля и королеву Швеции, провели, так сказать, информационную разведку и подарили им вино с датой их венчания.

   При виде искренней реакции я радуюсь, что наша продукция способна вызывать такой восторг у гостей. Запомнился мне и визит премьер-министра Китая. Он, планируя официальную поездку в Украину, просил включить в график посещение "Массандры". Позже признался: "Я побывал здесь еще студентом, и мне так запомнилась эта атмосфера и дух патриотизма, что дал себе слово обязательно вернуться". Приятно, что после его визита у нас появились серьезные партнеры в Китае и наша продукция теперь там тоже представлена.

    Были у нас и известные французские виноделы. Их специалисты все спрашивали: "Ну как это так: на утро после вашего вина совсем не болит голова?" Нам было что обсудить и чем поделиться.

   - Получается, ваши традиции пригодились руководству нашего государства, которое презентует высоким гостям вина с датой их рождения.

   - Я этому только рад. Ведь таким образом они популяризируют наши крымские вина. И, согласитесь, лучшего презента, чем массандровское десертное вино, трудно представить.

Главному подвалу "Массандры" - 118 лет.

 

Только цифры

В тему

    Закон "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" уже подготовлен Минагропродом. Данным законопроектом предлагается приватизировать все предприятия винодельческой отрасли, кроме "Массандры".