Идут третьи сутки, как в Украине заработал новый Уголовно-процессуальный кодекс. Пока это ощутили на себе только следователи и прокуроры, которым приходится работать с Единым реестром досудебных расследований - электронной системой, в которую необходимо вносить все сообщения с признаками криминала, чтобы начать по ним расследование.
Реестр заработал в 00 часов 00 минут в ночь на 20 ноября. Как сообщили источники "КП" в милиции, проблемы начались уже в четыре утра и продолжались время от времени в течение всего дня.
- 20 ноября, когда вся Украина бросилась проверять, как работает новый ресурс, электронная система подвисала, - признали неофициально в милиции Харькова. Официально…
- Все функционирует отлично, так как к переходу на Единый реестр мы готовились долго и тщательно, - рапортуют "КП" в пресс-службе милиции Харьковской области. На то, что в реестр было трудно войти, жаловались в Днепропетровской, Одесской, Запорожской областях и в Крыму.
- С реестром возникают технические сбои, но подобное происходит с любой компьютерной системой, - рассказала "Комсомолке" пресс-секретарь прокуратуры АРК Наталья Бояркина. - Тем не менее в указанные законом сроки преступления успевают занести в базу данных.
Тот факт, что технические трудности все-таки были, признают и в МВД, но в сроки, как уверяет ведомство, укладываются.
- Сначала заявления регистрируют в журнале единого учета, а в реестр их нужно внести за 24 часа с момента регистрации. Все следователи успевают это сделать. За первые сутки работы по системе нового УПК в органы внутренних дел поступило 10 369 заявлений и сообщений граждан. Из них 1872 - имели признаки уголовных преступлений и были внесены в Единый реестр, - сказал начальник Управления по связям с общественностью Владимир Полищук. - Остальные сообщения были гражданско-правового либо административного характера.
Тем временем адвокаты и правозащитники скептически относятся к тому, что суды в ближайшее время перестанут массово сажать людей в СИЗО.
- Домашний арест, который так широко рекламируется в связи с новым УПК, не обеспечен технически. Нет электронных браслетов, контролирующих людей, к которым такую меру можно применить, - говорит адвокат Вадим Давыденко. - А следить за всеми силами участковых просто нереально.
Браслетов действительно нет, а еще точнее - нет на них денег, рассказали в МВД. Кое-что удалось выделить из внутренних ресурсов, но этого мало. Когда Захарченко на совещании у президента говорил о том, что нужно 72 миллиона, то в первую очередь имелась в виду электронная система контроля.