Ребенок-проблема: кто он?
Госпожа Басси в Америке ведет программы по подготовке студентов-медиков для работы с детьми, которые имеют психологические и социальные проблемы, а также консультирует воспитанников двух государственных средних школ.
- Госпожа Басси, каких детей в США считают проблемными?
- Очень много диагнозов - дети с гиперактивностью и проблемами внимания, с депрессией, эмоционально неустойчивые, непослушные, причем до такой степени, что ни один взрослый им не авторитет. Это может быть любой ребенок, когда педагоги чувствуют, что не справляются с ним, а также дети с особенностями психического развития, например с диагнозом "аутизм".
В Америке каждый ребенок с отклонениями в развитии (например, когда есть проблемы с моторикой, речью) имеет право на бесплатное образование в общих государственных школах. И, как правило, вся специализированная помощь - занятия с психологом, коррекционным и социальным педагогом - предоставляется в рамках школы.
- Вы упомянули детей с проблемами внимания. О чем именно речь?
- О синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Из-за особенностей мозговой деятельности у ребят возникают сложности с контролем импульсов. Они постоянно находятся в движении, кричат, бегают, не могут сконцентрироваться. У них проблема в социуме, потому что они не слышат окружающих, мешают сосредоточиться другим детям, мешают преподавателю, забывают дома задание, заходят в комнату и забывают, зачем пришли.
Однажды мне маленький мальчик сказал: если бы я мог это не делать, я бы этого не делал. Мы с ним практиковались. Когда он чувствовал, что подходит период активности, выходил на улицу, пробегал пять кругов вокруг школы и снова возвращался к занятиям.
Когда речь идет о гиперактивности, очень важно дать ребенку реализовать свою повышенную подвижность, выбегаться и выкричаться. Часто им нужен особый подход. Мы называем это индивидуальным образовательным планом.
- Если не заниматься со школьником, он перерастет это состояние?
- Нет. Это не проходит, ведь гиперактивность связана с мозговой деятельностью и генетикой. Надо отметить, что у таких подростков высокая работоспособность. Когда они взрослеют, часто становятся успешными предпринимателями, так как могут контролировать множество процессов.
|
Особенным детям - особая забота
- Сейчас считают, что дети с особенностями психического развития - с синдромом Дауна или аутизмом - должны учиться вместе со всеми. Но именно они часто становятся объектом издевательств и насмешек…
- Везде детей с особенностями развития задирают сверстники. В США тоже есть такая беда. Однако уже много лет в обществе пытаются воспитать уважительное отношение к другим людям. Формированием так называемой нулевой толерантности должна заниматься школа. И школьники, и все без исключения взрослые (в том числе учителя и родители) не должны проявлять неуважения к детям с особенностями развития. Ведь если мы допускаем проявление насилия и дискриминации, значит, у нас не очень хорошее общество.
Мне рассказывали, что в Украине женщины забирают с площадок своих малышей, когда в песочнице появляется ребенок с синдромом Дауна или аутист. Очень много стереотипов вокруг таких заболеваний. К счастью, и у вас есть прогрессивные люди. Я была тут два года назад, и мало кто понимал, почему дети с аутизмом требуют к себе иного отношения. До недавнего времени им ставили диагноз "шизофрения". А это абсолютно разные заболевания! Это как апельсины и яблоки - совсем ничего общего! Фонд "Дитина з майбутнiм" пытается изменить отношение к детям с аутизмом в обществе и сделать законодательство более лояльным.
- К диагнозу "аутизм" действительно специфическое отношение. Люди просто не совсем понимают, что это такое…
- Аутизм - комплексное мозговое расстройство, когда проявляется дефицит в трех моментах: социальные навыки и умение общаться, повторяющиеся движения и ограниченные интересы. Тем не менее много людей с аутизмом имеют обычное IQ. В Америке есть такое понятие - "менее строгое окружение". Дети с аутизмом учатся в общем классе, а на определенные уроки ходят в отдельную группу. Аутичные дети обучаемы. Мы видим, что они вырастают и живут полноценной жизнью.
Не бойтесь говорить нет
- Что, по-вашему, больше всего влияет на характер и поведение ребенка?
- Школа (дети проводят там много времени), дедушки-бабушки, в целом семья, культура, спорт.
Тяжело сейчас быть родителем. Как правило, родители работают, не видят своих детей так часто, как хотелось бы. Или просто мамы и папы настолько уставшие от работы, что уже не имеют сил на воспитательный процесс и игнорируют поведение ребенка. Очень важны семейные ценности.
- За что нельзя ругать детей?
- Лучше не ругать вообще, а создавать последствия. Как мы оцениваем взрослого? Насколько он успешен в работе, как он строит отношения с другими людьми. Для детей работа - это школа. Важно не опаздывать, делать домашние задания, хорошо себя вести и т. д. Если они не делают этого, должны быть последствия. Бить? Нет, никогда! Лучше пусть дополнительно что-то напишет или прочитает.
- За что хвалить?
- Детей нужно хвалить, когда они того заслуживают. Когда они проявляют доброту, помогают, что-то делают для других людей, выполняют работу, например по дому.
Родители часто говорят: у моего ребенка низкая самооценка, как ее поднять? Самооценку нельзя купить. Она вырабатывается, когда мы успешны в жизни. Поэтому задача родителей - помочь детям стать успешными, но не нужно все делать за детей. Они должны проявлять самостоятельность, ошибаться и учиться на ошибках. Акцентируйте внимание на успехах. Нужно дать детям почувствовать, какие они уникальные, необыкновенные. И при этом дать понять, что они такие же, как и все остальные дети.
- Какие ошибки в воспитании допускают родители?
- Балуют и не ограничивают детей, не говорят нет. Родители переживают, что огорчат ребенка, расстроят его, разочаруют… На самом деле нужно позволять детям разочаровываться. Только переживая разные чувства, мы можем научиться быть успешными. Реалистично оценивайте своего ребенка. Позвольте ему быть тем, кто он есть, а не тем, кем бы вы его хотели видеть. Иначе все будут разочарованы. Да, быть родителем - очень тяжелая работа, но она вознаграждается.