Как переделывали "ворота Подола"

Начатая в нынешнем году реконструкция Почтовой площади - далеко не первая в ее истории. Правда, раньше здесь пользовались правилом "семь раз отмерь, один отрежь".

ОДНОЭТАЖНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ

Первое серьезное преобразование того места, где теперь расположена Почтовая площадь, проводилось в середине XIX века. Оно было связано с прокладкой Набережного шоссе, которое вело к Цепному мосту (открытому в 1853-м). Благодаря новому транспортному статусу на разъезде в начале Подола решили устроить станцию для приема почтовых дилижансов. Чтобы им удобнее было подъезжать, перед станцией насыпали просторную площадку.

Так был построен почтовый домик, давший площади ее нынешнее название, - тот самый, который теперь покрылся трещинами из-за непродуманных действий сегодняшних строителей. Надо сказать, что дилижансы начали прибывать сюда далеко не сразу после ввода в действие Набережного шоссе. Проект почтового подворья предусматривал, кроме станции, еще несколько построек. Их практические функции довольно долго согласовывались между Киевом и Петербургом, не раз пересматривались, что вело к изменению проекта. В результате возведение небольшого одноэтажного дома длилось... тринадцать лет! Первоначальный проект был утвержден в 1852 году, а открытие почтовой станции состоялось в 1865-м.

Со стороны Днепра здесь долгое время не было капитальных построек. У самого берега располагались дебаркадеры пристаней, а рядом прямо на земле складывали лес, мешки и другие грузы.

Проект транспортного тоннеля у Речного вокзала. Вариант 1990-х гг. 

ПАР, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И БЕНЗИН

Сперва на площадь у въезда на Подол прибывали только извозчики да конные дилижансы. Но в начале 1890-х годов здесь пролегли рельсы первого киевского трамвая, курсировавшего по Владимирскому спуску. Была сделана попытка эксплуатации вагона с паровым двигателем, однако такой транспорт показался слишком неудобным - и в июне 

1892-го через площадь начали возить пассажиров электрические трамваи. 

Трамвайная линия поначалу проходила только мимо площади. Но затем рельсы появились и со стороны Набережного шоссе. Здесь сто лет назад, в октябре 1912 года, стартовало движение вагонов по особому маршруту - пересекавшему Днепр по Цепному мосту (на месте нынешнего моста Метро). Одна его ветка доходила до Дарницкого вокзала, а вторая, законченная осенью 

1913-го, тянулась до самых Броваров! Только электричество на этих линиях отсутствовало. Были использованы так называемые "мототрамваи": рельсовые вагоны на 24 места с бензиновым двигателем. К ним можно было добавлять еще прицеп. Правда, на мосту распоряжалось путейское начальство, которое поначалу перестраховывалось и требовало пропускать отдельно сначала мотовагон, а потом уже прицеп (для этого у моста держали "дежурную" лошадь). Лишь со временем трамваю с прицепом дали "зеленый свет".

Трамвайное сообщение с Броварами было восстановлено и в советское время, его даже электрифицировали. Потом, после войны, рельсы проложили по мосту Патона. Но не так давно на наших глазах трамвайная связь между двумя берегами Днепра была разорвана, и на Набережном шоссе теперь ликвидирован рельсовый путь...

Мототрамвай на Подоле. Фото 1920-х гг.

ВРЕМЕННО, НА 34 ГОДА

Важной страницей в истории Почтовой площади стало строительство нового Речного вокзала, завершившееся в 1961 году. В то время речной транспорт был не только прогулочным увеселением, как теперь, но и достаточно востребованным средством транспорта - как внутригородского, так и междугородного. Ежедневно Речным вокзалом пользовались тысячи пассажиров. Но его постройка была только частью общего преобразования площади, которое долго планировали - да так и не осуществили. В результате у тех, кто выходил на площадь из вокзального здания, возникали неудобства: им приходилось с вещами в руках пересекать оживленную магистраль, а затем и трамвайный путь. 

Такая ситуация длилась не один год. В 1976-м на Почтовой площади появилась станция метро, под улицей Жданова (Петра Сагайдачного) проложили подземный переход. Однако к Речному вокзалу по-прежнему трудно было подойти. И вот наконец в конце 1978 года было принято временное решение: перебросить над площадью пешеходный мостик из железобетона и гранита. Он был сооружен ударными темпами - за один месяц (при норме в три). Говорили, что мостик простоит недолго - пока не начнутся капитальные работы по сооружению развязки на площади. 

Как мы теперь убедились, это "недолго" затянулось на 34 года. Надземный переход разобрали лишь недавно, в ходе нынешней реконструкции Почтовой площади. Впрочем, она проводится уже не в интересах речных пассажиров (которых почти не осталось), а прежде всего ради проезжающих машин. 

В ТЕМУ

Сошествие спиртного духа 

В первой половине позапрошлого века, до прокладки Набережного шоссе и постройки почтовой станции, место нынешней Почтовой площади было пустынным и неухоженным. Его облагораживала только расположенная по соседству Рождественская церковь. Ночной порой в этой местности то и дело случались происшествия с криминальным оттенком. 

Известно, что до введения государственной винной монополии российские власти отдавали торговлю спиртными напитками на откуп предпринимателям. Откупщики во избежание контрабандной торговли бдительно следили за своими участками, держа для этого целый штат "поверенных по корчемной части". Как-то лунной ночью (дело было летом 1822 года) поверенный Спиридонов издалека разглядел, что на берегу Днепра какие-то личности выгружают из лодки бочонки. Когда Спиридонов направился к ним, они поспешно укрылись в Рождественской церкви (сторож, не устояв перед посулами, открыл им дверь). Но поверенный поднял шум и вызвал полицию. Перепуганные контрабандисты, которые затаились в храме, вылили свой груз (12 бочонков водки) в подвал под колокольней. Наутро ничего не подозревавший священник открыл церковь своим ключом и чуть не свалился от спиртного духа.