Американские киношники вовсю сотрудничают с людьми в погонах, зарабатывая на этом миллионы долларов
Еще восемь лет назад газета Daily Telegraph писала: «Желание Пентагона присутствовать в голливудских фильмах и демонстрировать свои новейшие технические средства на экране так сильно, что он открыл представительства во всех крупных студиях».
С тех пор ситуация практически не изменилась. Более того, сотрудничество кинокомпаний с армейским руководством только усилилось. Производство кинофильмов стало одним из методов продвижения идеи о необходимости содержать высококлассные войска. И хотя это один из самых невидимых фронтов за сознание масс, недооценивать его не стоит. Тем более что в России фильмов о войне в последнее время стали снимать все больше. Наши соседи перенимают заокеанский опыт?
«Мы принимаем все всерьез»
Пентагон борется на многих фронтах, но, возможно, самый невидимый из них происходит в офисе на 12-м этаже одного из административных зданий в предместьях Голливуда. И эта борьба идет за превосходство в голливудских бюджетах. Учреждение, о котором пойдет речь, - настоящая американская база по внедрению нужной информации в подсознание мировой киноаудитории. Подтянутые офицеры неслышно перемещаются по коридорам, увешанным боевыми наградами. Эти награды - рекламные плакаты, символизирующие экранный триумф вооруженных сил: «Самолет президента», «Столкновение с бездной», «Охота за Красным Октябрем».
В век, когда художественный образ играет столь же важную роль, как и оружие, Пентагон воспринимает значение Голливуда с возрастающей год от года серьезностью. И еще очень мало людей по-настоящему понимают, насколько тесно связанным стал этот и без того мощный дуэт.
Новые офисы щедро обставлены и оснащены по новейшим стандартам. Вход в представительство военно-воздушных сил украшают огромный контур президентского реактивного «Боинга-747» из фильма «Самолет президента» и аналогичное ему по размерам изображение американского орла. Брюс Гиллман, представитель военно-воздушных сил в Голливуде, нисколько не смущен этой помпезностью: «Когда кинематографисты приходят ко мне, они должны знать, что мы принимаем все всерьез».
Спасать планету надо красиво
Хит сезона способен делать чудеса в работе по вербовке на военную службу. После выхода фильма «Школа асов» (Top Gun) в 1986 году и рекламного плаката с Томом Крузом, призывающего поступить на службу в авиакорпусе Военно-морского флота, казалось, толпы рекрутов бросились осаждать пункты по вербовке.
Кинорежиссеры обожают придавать своему творению образ достоверности. И Пентагону приятно утверждать, что он способен это сделать.
Создатели телефильма «Астероид» настаивали на показе космического корабля «Шаттл», доставляющего ракету с ядерной боевой головкой на орбиту для уничтожения гигантской глыбы, угрожающей всему живому на Земле. Но для военно-воздушных сил такое сотрудничество означало бы нарушить (пусть и виртуально) международное соглашение, которое запрещает развертывание ядерного оружия в космосе.
Офицер Гиллман предложил другой способ сохранить планету - мощные новые лазеры ВВС США, которые устанавливаются на самолеты «Боинг-747». Продюсерам «Астероида» понравились лазеры, но громыхающие широкофюзеляжные воздушные суда выглядели недостаточно привлекательно.
В конце концов сошлись на истребителях F16, которые на самом деле слишком малы для монтажа лазерного оружия. Фильм был одним из самых высоких номинантов в категории «Телевизионный фильм года», и обе стороны были довольны.
Оружие пропаганды
Гиллман и подчиненные ему офицеры могут быстро найти продюсеру танк, обеспечить авиабазу для съемок или сто раз проверить достоверность костюма для персонажа с генеральскими погонами. Но это - первичный уровень. На другом, более высоком, они оказывают намного большее влияние на отображаемый в кино образ вооруженных сил - от внедрения идей по использованию военного оборудования до контроля соответствия сценария и самого фильма идеалам, которым они служат.
- Все меньше и меньше американцев имеют реальный опыт службы в армии, - говорит капитан Мэтт Морган. - Они не понимают, например, зачем нужна морская пехота. Чтобы осознать, чем мы занимаемся, они должны получить больше информации посредством кино и телевидения.