Чем чревата для пассажира поездка в нелегальном общественном транспорте
Вчера «КП» рассказала об аварии на Московском мосту, в которой двадцать пассажиров маршрутки №153 (Петровка - Троещина) чудом остались живы. Правда, десятерых увезли «скорые». При этом забитый машинами путепровод чуть не загорелся из-за разлитого по всей дороге бензина. Как оказалось, у водителя автобуса даже не было лицензии на пассажирские перевозки! По словам перевозчиков, обслуживающих 153-й рейс, «это самый настоящий нелегал, работавший на хозяина, не имеющего права возить людей!».
Ездят по липовым лицензиям
Левых предпринимателей, которые самовольно цепляют на микроавтобус номер рейса и зарабатывают деньги, сейчас в Киеве развелось немало. Причем об этом знают все: и рядовые горожане, и легальные перевозчики, и работники ГАИ. А ведь поездочка в «фальшивом» транспорте чревата для пассажиров неприятностями. Во-первых, нет никакого контроля за техсостоянием машины. Во-вторых, за рулем может оказаться кто угодно (очень часто это приезжие заробитчане). Так что вполне реально можно сесть в маршрутку, упровляемую пьяным водителем. Да и многие такие «заробитчане» катаются по 15 часов в сутки, стремясь заработать как можно больше. «Досыпают», естественно, за рулем. В-третьих, если не дай бог что-то приключится, то пострадавшему пассажиру будет очень трудно получить компенсацию.
Схема же работы нелегалов довольно проста.
- Сначала фирма, - рассказывает Эдуард Багиров, глава Международной лиги защиты прав граждан Украины, - выбивает себе лицензию на перевозку пассажиров у городских властей - например, на 10 автобусов. Потом сюда приходят водители, у которых есть свои микроавтобусы, получают прикрытие фирмы, липовую лицензию на один день и номер маршрута. Взамен водитель ежедневно «отстегивает» плату своим «партнерам». В результате всем хорошо, кроме пассажиров…
Подтверждают слова правозащитника и сами маршруточники-нелегалы.
- Месячный доход от одного 20-местного микроавтобуса - около 10 000 гривен, - говорит Сергей Н., водитель нелегальной маршрутки. - Из них 3500 - мои, а остальные отдаю хозяину автобуса. Работаю так, без лицензии, уже три месяца, периодически меняя номера рейсов. Главное - в ДТП не попасть. А так меня вряд ли вычислят…
Ситуация всех устраивает
Найти маршрутное такси, которое бы отвечало всем правилам, очень сложно. Если у автобуса будет идеальное техническое состояние, законная лицензия, опытный водитель, который соблюдает все правила, то здесь могут быть другие «тараканы».
- Думаю, что из 1000 киевских маршруток, - говорит Эдуард Багиров, - в идеальном состоянии будут штук пять. То есть если серьезно заниматься качеством пассажирских перевозок, то большая часть маршруток вообще перестанет ездить. Естественно, это вызовет недовольство пассажиров. А они - избиратели. Поэтому чиновники не заинтересованы в радикальном решении проблемы…
Отношение самих пассажиров к безопасности транспорта тоже поощряет нарушителей. Ведь горожане думают о том, как поскорее добраться туда, куда нужно. На условия поездки, качество этой услуги и ее безопасность просто не обращают внимания.
- Представьте ситуацию, - говорит Александр Ковалевский из отдела профилактики киевской ГАИ. - Едет маршрутка, нарушая правила, ее останавливает инспектор ГАИ. Скорее всего, пассажиры начнут возмущаться и кричать именно на инспектора: мол, он их задерживает. К тому же часто пассажиры создают опасные ситуации, требуя остановить маршрутку в неположенном месте.
ОФИЦИАЛЬНО
Николай Васильевич СИДОРЕЦ, директор автомобильного парка №1 КП «Киевпастранс»:
- Ранее нелегальных маршруток в Киеве было очень много. Предприниматели покупали микроавтобусы, ставили таблички с номерами наших маршрутов и развозили пассажиров. В основном они пробивались на маршруты в часы пик. Но эту ситуацию мы быстро искоренили. Например, на маршрутах, обслуживаемых нашим предприятием, нелегалов нет, говорю вам с уверенностью.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Как определить «фальсификат» на колесах?
- Липовые маршруточники обычно ездят на машинах «Мерседес».
- Нелегалы цепляют табличку с номером маршрута только на лобовое стекло (на легальных они есть еще и по бокам, а также на заднем стекле).
- В салоне автобуса с лицензией обязательно висят «Правила поведения в маршрутных такси».
- Номерные знаки официальной маршрутки имеют желтый фон.
БУДЬ В КУРСЕ
Как получить компенсацию, если вы попали в аварию
- Если водитель маршрутки работает на себя, а не на предприятие, компенсировать ущерб пассажирам должен он. Если же маршрутка принадлежит какому-нибудь АТП, то выплачивать компенсацию должно предприятие. Наконец, если у хозяина автобуса был договор со страховой компанией, расходы по компенсации она берет на себя.
- Если вы не сильно пострадали, дождитесь представителей ГАИ. Расскажите им, где и когда вы сели в маршрутку, как произошло ДТП, какие повреждения или ущерб вы получили.
- Расплачиваясь за проезд, у водителя надо брать билет. Иначе в суде доказать свою правоту будет сложно. Кстати, если с выплатой компенсации возникают проблемы, следует обращаться в суд. Юристы советуют кроме заявления подавать ходатайство об обеспечении выполнения решения суда. Если ваш обидчик будет ссылаться на отсутствие денег, на его имущество наложат арест и все-таки возместят вам ущерб.
Уважаемые читатели! А вы с какими нарушениями сталкивались в маршрутках? Звоните нам сегодня, 9 июня, с 12.00 до 13.00 по тел. (044) 205-43-66.