Взрослые дети: рано рожают и выхаживают больных матерей

Некоторым мальчикам и девочкам в очень юном возрасте приходится взваливать на себя отнюдь не детские заботы.

Одни воспитывают младших братьев и сестер. Другим так не повезло с семьей, что вместо школы и домашнего тепла они осваивают жесткие уроки улицы. А есть и такие, кто годами выхаживает тяжелобольного близкого человека. Потому что больше некому.

Таким детям чужды молодежные тусовки и новинки на рынке гаджетов. Они вкалывают наравне со взрослыми и при этом пытаются добиться чего-то лучшего в жизни. У кого-то получается, кто-то быстро катится по наклонной…

Вместе с экспертами мы разбирались, как подобные ситуации отражаются на детской психике и есть ли у таких детей нормальное будущее.  

Ира сделает все, чтобы дочка не пошла по стопам матери. 

В 14 - родила, в 17 - уехала в Москву на заработки 

Ире из Одесской области всего 17, но она уже многое пережила и повидала. В 13 лет  познакомилась с парнем, который был старше на семь лет, в 14 родила от него дочку. Молодые родители какое-то время жили в гражданском браке, но после очередной ссоры девушка ушла от мужа и даже отказалась от любой его помощи. Ради ребенка Ира пошла работать. А в 17 уехала на заработки в Москву… 

Мы встретились с ней в киевском приемнике-распределителе. Сюда Иру доставили прямиком из российской столицы. 

- Мне говорили, что в Москве легко найти хорошую работу, - рассказывает девушка. - Я и поехала. Была готова пахать кем угодно: официанткой, посудомойкой, уборщицей, лишь бы платили. Но меня нигде не брали - мол, молодая еще. Вскоре закончились деньги. Чтобы не попасть в неприятности, я обратилась в милицию, и меня отвезли в Киев…

Ничего страшного, что с Москвой не получилось. Пойду работать на консервный завод у себя дома. Я не собираюсь перекладывать заботу о дочке на плечи родителей, им еще нужно поднимать младших сестру и брата.

О своей жизни девушка рассказывает неохотно. Семья жила бедно, мама болела, отец работал на ферме, денег не хватало. Чтобы прокормить семью, Ире пришлось идти работать в 10 лет. Летом вкалывала на полях, осенью собирала виноград на частных плантациях. Школу забросила. С трудом закончила шесть классов. 

Удивительно, но, несмотря на все удары судьбы, в этой девушке чувствуется непоколебимая твердость и уверенность в том, что она справится и все будет хорошо. На вопрос, жалеет ли, что так рано повзрослела, родила, Ира уверяет, что нет. 

- Но я сделаю все, чтобы моя дочь не повторила мой путь. Чтобы не ходила по дискотекам с 11 лет непонятно с кем и рожала, когда еще самой в куклы играть надо. 

КОМПЕТЕНТНО 

- Количество ранних родов среди подростков с каждым годом увеличивается, - говорит столичный психолог Ирина Лесная, которая 4 года работала психологом в одном из киевских роддомов. - Проблема в том, что во многих украинских семьях во главу угла ставится больше материальное обеспечение, а духовности и воспитанию детей уделяется очень мало внимания, поэтому дети плохо осознают последствия ранних родов. Самое сложное для молодой мамы - принять тот факт, что у нее появится малыш, ведь она еще сама ребенок. Поэтому родителям и врачам нужно всячески поддерживать молодую маму. Особенно морально. К счастью, с этим проблем практически нет - ранние роды в нашем обществе воспринимаются уже более-менее адекватно. 

Оля исполняет обязанности мамы с 8 лет. Фото: Ирина ГРИШНЯЕВА. 

В 15 - стала мамой для младших братьев и сестер 

Оля Белова из поселка Акимовка (Крым) - из многодетной бедной семьи. У нее есть пятеро младших братьев и сестер. Причем один малыш 5 лет - инвалид (у него некроз бедренной кости). Дотаций от государства ни на что не хватает, и родители вкалывают с утра до вечера. Помощников в виде бабушек-дедушек нет, так что дети в прямом смысле слова предоставлены сами себе. 

Ольга с 8 лет - за старшую в доме. На ней и хозяйство, и малыши. При этом девочку мать не боялась оставлять даже в больнице с младшими, когда те болели. 

- Врачи давали мне список лекарств, и я бегала их покупать в аптеку, - говорит Оля. - Там же в больнице и ночевала, кормила детей, успокаивала…  

В свои 15 Оля умеет все, что может взрослая женщина. Причем справляется на отлично. И рассуждает она как взрослая:

- Государство должно получше поддерживать многодетные семьи. Вместо этого чиновники стараются нас и наши проблемы не замечать, игнорировать. Почему наши родители должны каждый раз унижаться и просить помощи у тех, кто по закону обязан ее предоставлять? 

КОМПЕТЕНТНО 

- Около 80 процентов многодетных семей живут за гранью бедности, - говорит начальник службы по делам детей г.Киева Николай Кулеба. - У родителей нет возможности водить детей на кружки, развивать. А если одна мама, совсем тяжело. Неудивительно, что дети в таких семьях взрослеют намного раньше своих сверстников. Ведь там встает вопрос: либо старшие будут ухаживать за младшими и помогать родителям, либо семья развалится. Если ребенка не заставляют это делать насильно, то это даже полезно для развития личности. По мне, так пусть лучше дети помогают родителям и смотрят за младшими, чем проводят все время в Интернете, соцсетях и на дискотеках. 

Дочки заробитчан пять лет жили сами 

Жизнь в чужой стране закалила сестер Катю (на фото слева она с мамой) и Аню, научила их помогать друг другу. 

Заробитчанство в Западной Украине - дело привычное. Очень много семей, в которых кто-то из родителей в поисках лучшей жизни едет за границу, оставляя дома детей на попечение бабушек и дедушек. Зачастую такие ребята прогуливают школу, становятся детьми улицы. Но в этой семье дети достойно выдержали уроки самостоятельной жизни.

Натэла с семьей бежали во Львов из Абхазии. Дочкам тогда было 10 и 15 лет. Сняли с мужем однокомнатную квартиру для детей и уехали на заработки. Девочки росли сами. Ни бабушек-дедушек, ни каких-либо других родственников у них не было.

- Мы с Катей жили одни в большом чужом городе, - рассказывает старшая Аня. - Ходили в школу, по дороге домой покупали продукты, готовили себе еду. Сначала жили на бутербродах, картошке и яйцах. Потом я научилась варить, Катька - жарить котлеты. Мама с папой, конечно же, нам звонили каждый день, деньги регулярно присылали, мы все понимали, что пока так надо. Сами платили хозяйке за квартиру, покупали все необходимое.

Когда я окончила школу, Катя была еще только в шестом классе. Поэтому я поступила в институт на заочное отделение, чтобы работать и оплачивать себе учебу. И сестру на ноги поднимать надо было. Хотелось помочь родителям, чтобы они быстрее вернулись.

Сегодня Анна и Екатерина уже взрослые. Обе окончили институты, работают в престижных фирмах. Даже купили отдельную квартиру, где живут вместе с родителями. 

- Та ситуация нас всех очень закалила и объединила, - признаются девушки. 

КОМПЕТЕНТНО 

- Не могу сказать, что такой образ жизни, когда детям приходится сразу становиться взрослыми, им на пользу, - считает психолог Татьяна Драгуш. - Это очень травмирует детскую психику. Хорошо, что в этой конкретной ситуации все закончилось хорошо и дети выросли достойными людьми. Но ведь часто случается наоборот - без внимания родителей дети вырастают замкнутыми и озлобленными. Тем не менее многое зависит от воспитания, взаимоотношений родителей и ценностей в семье. 

С раннего детства выхаживает мать-инвалида 

Максим присматривает за мамой с самого детства. 

Дончанин Максим Гаркуша мечтает только об одном: чтобы его мама наконец вышла из комы. Он никогда не видел ее смеющейся, не слышал от нее ни единого слова. Да и Людмила своего сына до сих пор не знает. В кому она впала в роддоме - из-за халатности врачей. И вот уже 17 лет пребывает в беспамятстве. Муж сразу ушел из семьи, и все заботы легли на родителей Люды. А когда Максим подрос, стал первым помощником бабушки и дедушки. А сейчас он - глава семьи и опора.

Парень ухаживает за больной мамой, учится на первом курсе журфака Донецкого национального университета, а по ночам работает в ресторане помощником официанта. На помощь государства не надеется. Такая у него позиция: проблемы нужно уметь решать самому. И даже успевает другим помогать - тем, кто оказался в похожей ситуации.

- Раньше компьютер был для меня просто игрушкой, а теперь это средство спасения мамы, - говорит парень. - С ребятами, у которых кто-то из близких в коме, мы организовали в соцсетях группу взаимопомощи, обмениваемся информацией о врачах и спонсорах. Я постоянно разговариваю с мамой, и она все понимает! Некоторые улучшения уже есть, и я верю, что когда-нибудь она обязательно поправится. 

КОМПЕТЕНТНО 

- Случай Максима во многом уникален, - считает психолог Елена Ширяева. - Обычно дети, выросшие в таких семьях, замкнуты, нелюдимы и зациклены на своей беде. Этот парень не такой. Жизнь с рождения бросила ему вызов, и он принял его мужественно. И это мужество и вера дают ему силы  бороться за здоровье матери и помогать другим попавшим в беду. Уверена: точно так же он не спасует и перед другими сложностями и у него все будет хорошо. 

Вместо воровства и разбоя Владимир предпочел жизнь честного гражданина.

Папа - в тюрьму, сын - грабить прохожих 

Володя родился в Киеве, в криминальной семье. Его отец попал за решетку, когда мальчику было всего шесть лет. Дядя тоже сидел за убийство. Мать не работала и много пила. Чтобы не умереть с голоду, Вова вместе с двоюродным братом и еще двумя друзьями с девяти лет промышлял гоп-стопом. 

- Мы "работали" возле одного из круглосуточных кафе, - рассказывает Владимир. - Выслеживали подвыпивших посетителей и шли за ними. Улучив момент, когда поблизости никого не было, сбивали с ног и грабили. С пьяным это было нетрудно сделать. Один из нас, что потяжелее, садился на спину, остальные чистили карманы. Страха, что меня поймают, вообще не было… А однажды подкараулили с другом прохожего, которому, как нам сказали, в этот день выплатили большую зарплату в долларах. Ударили его кирпичом по голове, но денег при нем не оказалось. Не знаю, что с ним потом было. 

Владимир рассказывает о своей бандитской жизни спокойно. Для него, как и для тысяч ему подобных ребят, воровство и грабеж были нормой жизни. Другой они не знали. 

- Детства у меня не было, - говорит Владимир. - Брат учился и жил в спецшколе, сестра - в интернате. Меня также отправляли в интернат, но я сбегал. Не мог там находиться. Жил сам по себе, матери было не до меня из-за пьянок. Она не могла работать из-за тяжелого перелома ноги. А ведь нам нужно было что-то есть, во что-то одеваться. И я воровал…

Однажды Володя вместе с двоюродным братом обворовали квартиру сотрудника СБУ.  Их добычей стали деньги и пистолет, который Вова забрал себе. На следующий день их задержал "Беркут" - вычислили по украденным кроссовкам, которыми кичился двоюродный брат. Володю отправили в колонию. Ему тогда было 14. 

Вышел на свободу спустя 3,5 года. И твердо решил: так жить нельзя. Сейчас Владимиру 26 лет, он живет с девушкой. Перебивается временными заработками: то грузчиком на рынке, то квартиры ремонтирует... С его биографией трудно найти достойную работу. Но парень не отчаивается. 

- Я хочу жить по-чест­ному. Мне для счастья много не надо: хочу семью, детей и нормальную работу, - говорит он. - А в воровстве и грабежах нет никакой романтики. Жаль, что я только сейчас это понял. 

КОМПЕТЕНТНО 

- Парням, которые отсидели срок или побывали в колонии, очень сложно не поддаться криминальному влиянию, и они часто снова идут на преступления, - говорит старший воспитатель приемника-распределителя УМВД в Киеве Ольга Селютина. - Молодые люди должны сами хотеть изменить свою жизнь. Им могут помочь центры адаптации заключенных. Также эти ребята, которые хотят изменить свою жизнь, должны искать единомышленников, в этом могут помочь всевозможные социальные сети и Интернет-форумы, сейчас их много.

И важно как можно быстрее найти работу. Тут, к сожалению, на государство надеяться не приходится. Вся надежда на родных и друзей. 

ОФИЦИАЛЬНО

Государство будет помогать, а не карать

До 2020 года в Украине разработана стратегия поддержки кризисных семей. Это совершенно новое направление работы в поддержке государства своих граждан, уверяют чиновники.

- У органов опеки и попечительства есть множество функций, направленных на наказание, а не на поддержку, - говорит уполномоченный президента Украины по правам детей Юрий Павленко. - То есть самый простой способ, который государство сегодня имеет в своем распоряжении в отношении семьи, - это лишить родителей родительских прав.

Теперь будет все по-другому, уверяют чиновники. Социальные работники будут приходить на помощь кризисным семьям на ранней стадии, а не тогда, когда семья распалась. Стратегия действует уже сейчас. Государство создало дополнительно 12 тысяч рабочих мест для соцработников.