Зависит ли выдающийся талант от памяти? Почему одни могут извлекать в уме квадратные корни из десятизначных чисел за секунды, но не создают ничего выдающегося, а другие, имея «дырявую» память, остались в веках. В чем тут секрет? О тайнах гениальности нам рассказал доктор медицинских наук, руководитель Центра изучения человека Георгий ВОРАПАЕВ.
Люди-счетчики
- В истории известно много людей с феноменальной памятью, - говорит Георгий Александрович. - Первое достоверное упоминание о человеке-счетчике датируется 1664 годом. В Италии путешественник Балтазар встретил восьмилетнего Мэтью ле Кока, который не умел читать и писать, но на выступлениях демонстрировал перемножение в уме пяти-, шестизначных чисел и извлечение квадратных и кубических корней. По словам самого Мэтью, он научился вычислять, играя с бусинками на ожерелье. Или прикованный к инвалидному креслу известный в 1970-х годах Женя Иванихин, которому было достаточно трех секунд, чтобы запомнить и с точностью до двух знаков повторить страницу научного текста средней сложности. А кто сейчас помнит уникума, о котором в 1980-х говорила вся страна - репортере Соломоне Шерешевском. Он легко запоминал до 70 слов или чисел и воспроизводил весь ряд в прямой и обратной последовательности.
Но все эти уникумы бесследно ушли в прошлое. Да и любой из нас наверняка знаком с каким-нибудь сотрудником, который хранит в памяти кучу всякой нужной информации, но так и остается всю жизнь на низших должностях.
Выходит, талантливым людям память не нужна? Нет, это не так. Последние исследования ученых показали, что у гениев замечательная память, но работает она по-другому - избирательно.
Они больше видят
Выдающиеся таланты запоминают и используют мелочи, которых обычный человек не замечает. Известно, что Чаплин, случайно заглянув в какую-то гримерную, где на полу кучей лежал реквизит, моментально отметил валявшиеся там три вещи - котелок, узкий фрак и тросточку. И он вспомнил о них спустя время, когда ему предложили роль. Так безвестный актер, одетый в секонд-хэнд, стал знаменитым.
- Особая избирательность и твердость памяти у гениальных людей связана с тем, что они больше видят вокруг себя, острее чувствуют реакции людей, ловят мысли на интересующую их тему на лету. А это определяет и значительные размеры их памяти, - объясняет доктор Ворапаев. - Причем человек может даже не отдавать себе отчет о запечатлевшихся деталях - его тренированный мозг выложит их ему в самый нужный момент, дав толчок для открытия. И чем талантливее человек, тем с большей силой и живостью он сможет воспроизводить события из своей жизни. Но при одном условии: если эти воспоминания помогают ему в работе. А бытовые мелочи улетучиваются у них из головы моментально.
Примеры для подражания
- Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Александр Суворов помнили имена всех своих воинов - до 30 тысяч человек.
- Философ Сократ знал в лицо каждого из 20 тысяч жителей Афин.
- Амадей Моцарт и Дмитрий Шостакович могли по памяти воспроизвести один раз услышанное произведение.
- Математик Леонард Эйлер знал все значения ста чисел, возведенных в квадрат, куб, и так до шестой степени.
- Шахматист Александр Алехин давал сеансы одновременной игры, не глядя на доски, с 30 - 40 партнерами.
- Отменную память имела Анна Ахматова. Ей можно было задать неожиданный вопрос типа «Когда Блок впервые встретился с Вячеславом Ивановым?» в самый неподходящий момент, когда Анна Андреевна собиралась выпить рюмочку водки. Ахматова тут же вспоминала точную дату и даже называла день недели.
Самые забывчивые
Известно, основоположник кибернетики Норберт Винер в день переезда семьи на другую квартиру пошел на работу и забыл новый адрес. Ученый направился к старому жилищу, где у подъезда его уже ждала дочь. Его жена была уверена, что ее гениальный муж забудет адрес, и послала девочку встретить отца. Комик Чарли Чаплин, который мог вспомнить о старом котелке в чужой гримерке, не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. Художник Пабло Пикассо после каждого значимого для него события оставлял на память какие-нибудь безделушки - разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Только взяв в руки предмет, он мог вспомнить связанные с ним лица, события, мысли, разговоры, даты. А поэт Андрей Белый постоянно путался в этажах, в собственных комнатах, никогда не мог найти, куда положил спички, а находя их, сжигал и машинально засовывал к себе в карман.
БАЙКИ ПРО ВЕЛИКИХ
«Жена, как тебя зовут?»
Однажды русский композитор Александр Бородин, автор оперы «Князь Игорь», поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин, отличавшийся рассеянностью, никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник подозрительно посмотрел на него. В это время в комнату вошла его жена Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней:
- Катя! Ради Бога, как тебя зовут?
«Знаю на память все оперы»
Французский композитор Гектор Берлиоз начал приобщаться к музыке с 12 лет. Мальчик быстро овладел чтением нот с листа. А играть научился только на гитаре, флейте. Да и то посредственно. На фортепиано не играл вовсе.
Покинув родной городок Ла-Кот-Сент-Андре, 24-летний Берлиоз в поисках работы очутился в Париже. Его пригласили участвовать в конкурсе басов для поступления в хор. На конкурсе произошел любопытный диалог.
- Что вы принесли?
- Я? Ничего.
- Как ничего? А что же вы будете петь?
- Боже мой! Да все, что вы пожелаете! Нет ли здесь какой-нибудь партитуры, сольфеджио, тетради вокализов?
- Ничего такого нет. Но вы же не поете с листа?
- Спою с листа все, что предложите.
- Не сможете ли спеть что-нибудь на память?
- Да я знаю на память оперы «Данаиды», «Стратоника», «Весталка», «Эдип», две «Ифигении», «Армида»…
- Довольно! - вскричал экзаменатор. - Черт подери, что за память! Ну раз вы такой, спойте арию из «Эдипа» Саккини «Она расточала мне».
- С удовольствием.
И Берлиоз под аккомпанемент скрипки отлично исполнил эту арию и был зачислен в хор.
МНЕНИЕ УЧЕНОГО
В быту они как младенцы
Кандидат исторических наук Иван ГРИШКОВЕЦ:
- Очень много забавных историй из жизни великих ученых, свидетельствующих об их плохой памяти, можно рассказать. И в этом нет странности. Память у гениев отнюдь не плохая, но она «обслуживает» исключительно их научные интересы. Бытовым мелочам в ней места не остается. Такую память называют избирательной. Она свойственна и высоким профессионалам. Так, например, многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а некоторые стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой - музыканты, певцы и композиторы, двигательной - спортсмены, зрительной - художники и режиссеры.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Директор Института мозга человека, член-корреспондента РАН Святослав МЕДВЕДЕВ:
- У гениальных людей в мозгу «поломаны» какие-то системы. За счет этих поломок развились другие способности. Великие таланты - пианисты, математики, физики - не могут делать некоторые вещи, которые без труда сделает любой простой смертный. Грубо говоря, нормальный человек «сконструирован» так, чтобы уметь все: думать, бегать, прыгать, стрелять, любить. Гении же - это люди с отклонениями от нормы, у которых одни качества развились за счет других. Например, Эйнштейн, создавший теорию относительности, был очень трудным человеком в общении. Ему неимоверно тяжело давался контакт с другими людьми. И, кроме того, он был необыкновенный тугодум.
В определенном смысле гениальность представляет собой болезнь. Поэтому для полноценной жизни лучше всего оставаться нормальным или просто талантливым человеком.
ТЕСТ № 1
Зрительная память
Тест для оценки кратковременной зрительной памяти. Посмотрите в течение 20 секунд на таблицу с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и за минуту записать на бумаге.
13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
Если вы запомнили 7 чисел и выше, то с памятью у вас все в порядке. Если меньше - пора обращаться к доктору.