Загадки памяти гениев: Наполеон знал по имени всех своих воинов, а Чаплин не помнил даже личного секретаря

Зависит ли выдающийся талант от памяти? Почему одни могут извлекать в уме квадратные корни из десятизначных чисел за секунды, но не создают ничего выдающегося, а другие, имея «дырявую» память, остались в веках. В чем тут секрет? О тайнах гениальности нам рассказал доктор медицинских наук, руководитель Центра изучения человека Георгий ВОРАПАЕВ.

Зависит ли выдающийся талант от памяти? Почему одни могут извлекать в уме квадратные корни из десятизначных чисел за секунды, но не создают ничего выдающегося, а другие, имея «дырявую» память, остались в веках. В чем тут секрет? О тайнах гениальности нам рассказал доктор медицинских наук, руководитель Центра изучения человека Георгий ВОРАПАЕВ.

Люди-счетчики

- В истории известно много людей с феноменальной памятью, - говорит Георгий Александрович. - Первое достоверное упоминание о человеке-счетчике датируется 1664 годом. В Италии путешественник Балтазар встретил восьмилетнего Мэтью ле Кока, который не умел читать и писать, но на выступлениях демонстрировал перемножение в уме пяти-, шестизначных чисел и извлечение квадратных и кубических корней. По словам самого Мэтью, он научился вычислять, играя с бусинками на ожерелье. Или прикованный к инвалидному креслу известный в 1970-х годах Женя Иванихин, которому было достаточно трех секунд, чтобы запомнить и с точностью до двух знаков повторить страницу научного текста средней сложности. А кто сейчас помнит уникума, о котором в 1980-х говорила вся страна - репортере Соломоне Шерешевском. Он легко запоминал до 70 слов или чисел и воспроизводил весь ряд в прямой и обратной последовательности.

Но все эти уникумы бесследно ушли в прошлое. Да и любой из нас наверняка знаком с каким-нибудь сотрудником, который хранит в памяти кучу всякой нужной информации, но так и остается всю жизнь на низших должностях.

Выходит, талантливым людям память не нужна? Нет, это не так. Последние исследования ученых показали, что у гениев замечательная память, но работает она по-другому - избирательно.

Они больше видят

Выдающиеся таланты запоминают и используют мелочи, которых обычный человек не замечает. Известно, что Чаплин, случайно заглянув в какую-то гримерную, где на полу кучей лежал реквизит, моментально отметил валявшиеся там три вещи - котелок, узкий фрак и тросточку. И он вспомнил о них спустя время, когда ему предложили роль. Так безвестный актер, одетый в секонд-хэнд, стал знаменитым.

- Особая избирательность и твердость памяти у гениальных людей связана с тем, что они больше видят вокруг себя, острее чувствуют реакции людей, ловят мысли на интересующую их тему на лету. А это определяет и значительные размеры их памяти, - объясняет доктор Ворапаев. - Причем человек может даже не отдавать себе отчет о запечатлевшихся деталях - его тренированный мозг выложит их ему в самый нужный момент, дав толчок для открытия. И чем талантливее человек, тем с большей силой и живостью он сможет воспроизводить события из своей жизни. Но при одном условии: если эти воспоминания помогают ему в работе. А бытовые мелочи улетучиваются у них из головы моментально.

Примеры для подражания

Самые забывчивые

Известно, основоположник кибернетики Норберт Винер в день переезда семьи на другую квартиру пошел на работу и забыл новый адрес. Ученый направился к старому жилищу, где у подъезда его уже ждала дочь. Его жена была уверена, что ее гениальный муж забудет адрес, и послала девочку встретить отца. Комик Чарли Чаплин, который мог вспомнить о старом котелке в чужой гримерке, не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. Художник Пабло Пикассо после каждого значимого для него события оставлял на память какие-нибудь безделушки - разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Только взяв в руки предмет, он мог вспомнить связанные с ним лица, события, мысли, разговоры, даты. А поэт Андрей Белый постоянно путался в этажах, в собственных комнатах, никогда не мог найти, куда положил спички, а находя их, сжигал и машинально засовывал к себе в карман.

БАЙКИ ПРО ВЕЛИКИХ

«Жена, как тебя зовут?»

Однажды русский композитор Александр Бородин, автор оперы «Князь Игорь», поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин, отличавшийся рассеянностью, никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник подозрительно посмотрел на него. В это время в комнату вошла его жена Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней:

- Катя! Ради Бога, как тебя зовут?

«Знаю на память все оперы»

Французский композитор Гектор Берлиоз начал приобщаться к музыке с 12 лет. Мальчик быстро овладел чтением нот с листа. А играть научился только на гитаре, флейте. Да и то посредственно. На фортепиано не играл вовсе.

Покинув родной городок Ла-Кот-Сент-Андре, 24-летний Берлиоз в поисках работы очутился в Париже. Его пригласили участвовать в конкурсе басов для поступления в хор. На конкурсе произошел любопытный диалог.

- Что вы принесли?

- Я? Ничего.

- Как ничего? А что же вы будете петь?

- Боже мой! Да все, что вы пожелаете! Нет ли здесь какой-нибудь партитуры, сольфеджио, тетради вокализов?

- Ничего такого нет. Но вы же не поете с листа?

- Спою с листа все, что предложите.

- Не сможете ли спеть что-нибудь на память?

- Да я знаю на память оперы «Данаиды», «Стратоника», «Весталка», «Эдип», две «Ифигении», «Армида»…

- Довольно! - вскричал экзаменатор. - Черт подери, что за память! Ну раз вы такой, спойте арию из «Эдипа» Саккини «Она расточала мне».

- С удовольствием.

И Берлиоз под аккомпанемент скрипки отлично исполнил эту арию и был зачислен в хор.

МНЕНИЕ УЧЕНОГО

В быту они как младенцы

Кандидат исторических наук Иван ГРИШКОВЕЦ:

- Очень много забавных историй из жизни великих ученых, свидетельствующих об их плохой памяти, можно рассказать. И в этом нет странности. Память у гениев отнюдь не плохая, но она «обслуживает» исключительно их научные интересы. Бытовым мелочам в ней места не остается. Такую память называют избирательной. Она свойственна и высоким профессионалам. Так, например, многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а некоторые стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой - музыканты, певцы и композиторы, двигательной - спортсмены, зрительной - художники и режиссеры.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Директор Института мозга человека, член-корреспондента РАН Святослав МЕДВЕДЕВ:

- У гениальных людей в мозгу «поломаны» какие-то системы. За счет этих поломок развились другие способности. Великие таланты - пианисты, математики, физики - не могут делать некоторые вещи, которые без труда сделает любой простой смертный. Грубо говоря, нормальный человек «сконструирован» так, чтобы уметь все: думать, бегать, прыгать, стрелять, любить. Гении же - это люди с отклонениями от нормы, у которых одни качества развились за счет других. Например, Эйнштейн, создавший теорию относительности, был очень трудным человеком в общении. Ему неимоверно тяжело давался контакт с другими людьми. И, кроме того, он был необыкновенный тугодум.

В определенном смысле гениальность представляет собой болезнь. Поэтому для полноценной жизни лучше всего оставаться нормальным или просто талантливым человеком.

ТЕСТ № 1

Зрительная память

Тест для оценки кратковременной зрительной памяти. Посмотрите в течение 20 секунд на таблицу с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и за минуту записать на бумаге.

13 91 47 39

65 83 19 51

23 94 71 87

Если вы запомнили 7 чисел и выше, то с памятью у вас все в порядке. Если меньше - пора обращаться к доктору.